Замечательное известие пришло в Афанасьевский район с наступлением 2012 года - Года Российской истории.
В 2011 г. эколого- биологическим центром Кировской области проводились конкурсы художественного творчества (рисунков, художественных фотографий и исторического фото) и описаний необычных старожилов (кому больше ста лет). Один конкурс так и назывался: «Деревья - патриархи Кировской области». В нем приняли участие и школьники нашего района. А далее все работы были направлены в г. Москву на Всероссийский конкурс «Деревья - патриархи».
Итоги подводились по регионам. По Кировской области были определены 10 призовых мест в различных конкурсах: два первых места, четыре - вторых, четыре - третьих.
И в число призёров вошли работы учащихся Афанасьевского района.
Второе место заняла совместная работа (см. ниже) Екатерины Кашиной и Елизаветы Бузмаковой Лизы (СОШ пгт Афанасьево) «Вяз - хранитель деревни Бузмаковы» (руководитель - Бузмакова Елена Яковлевна).
Третье призовое место заняли рисунки Алёны Худяковой Алёны (ООШ п. Томызь «Праздник природы» (руководитель – Макарова Наталья Леонидовна) и воспитанницы объединения «Салют» ДДТ (пгт Афанасьево) Алины Хариной «Лазаневские старожилы» (руководитель - Бузмакова Ирина Валерьевна). все призеры, помимо дипломов, награждены памятными подарками.
И еще. На минутку хотя бы: а какая история живет рядом с вами? О чем следует знать, помнить, передать вслед нам идущим. Вот как эти деревья - живые свидетели афанасьевской истории.
Учебно – исследовательская работа «Вяз- хранитель д. Бузмаковы». Номинация «Хранители наследства". Авторы : Кашина Екатерина, 13 лет, Бузмакова Елизавета, 12 лет.
Справка: Вяз (ильм) - Ulmus. Род включает около 20 видов, из которых 15 дико растут в СССР. Деревья многих видов достигают 30 - 40 м высоты и доживают до 200 - 400 лет и более.
Морфологическое описание вяза:
Семейство Ильмовые
Дерево до 15 м высотой, с густой кроной и тонкими ветвями. Листья вяза мелколистного - мелкие с зубчатым краем (листья зависят от вида вяза). Дерево имеет ажурную крону, очень эффектно смотрится как в качестве солитера, так и в групповых посадках. Хорошо переносит стрижку.
Характер роста вяза: растёт быстро.
Морозостойкость вяза: хорошая.
Почва для вяза: нетребовательна к почве, но лучше растёт, если почвы плодородные.
Освещение для вяза: светолюбив, от этого фактора часто зависит вид кроны дерева, чем больше солнечных лучей получает дерево, тем более пушистой и ровной будет крона, и, соответственно, тем выше будут декоративные качества дерева.
Отношение вяза к засухе: засухоустойчив.
Спроси любого жителя деревни Бузмаковы и всех прилегающих к ней деревень (Марковская, Пронино, Любихино, Кузнецовы, Макаровы, Ераневы) о месте, которое знают и любят все настоящие бывшие жители этого края. Ответ будет однозначный – самое значимое, любимое и притягательное место наших земляков – Угор у вяза или просто «у вяза». Эта высокая точка, на которой до сих пор произрастает вяз – великан, видна из таких удалённых мест как д. Порошино, Меркучи, д. Полунята.
Из рассказа старожилов д. Бузмаковы Бузмакова Василия Игнатьевича и д. Марковской Маркова Сергея Прокопьевича стало известно об интересном месте во всей округе Пашинского сельского совета – о могучем древнем дереве вяз.
Старожилы рассказали о том, что после окончания первой турецкой войны (1677-1681 первая турецкая война) наш земляк, возвращаясь пешком с войны, принёс в деревню маленькое дерево – вяз. Сейчас уже не восстановить имя и фамилию того солдата, как и причину, по которой пронёс он этот живой росток через всю Европу, сохранив его от всех невзгод долгого пешего пути – ветра, зноя и жажды.
Также неизвестна причина посадки этого хрупкого в те далёкие времена деревца на том месте огромной возвышенности Марковского угора, на котором с незапамятных времён любили бывать жители не только деревень Бузмаковской и Марковской, но остальных деревень.
С этого самого места открываются бесконечные просторы закамской стороны, видны все деревни в окрест – от д. Порошино – Вахромеево, Московской, до п. Афанасьево и далее на все стороны горизонта, пока хватает взгляд.
В половодье река Кама подходит прямо к подножию этой горы, летом и осенью радует глаз Заводь – старица прямо внизу под вязом. Вся плоская вершина этого угора ранее была застроена домами, в которых жили большие и трудолюбивые семьи наших земляков. К вязу можно было пройти со стороны деревни только по тропинке, протоптанной овцами – любителями пастись по местным возвышенностям.
Издавна в каждый приход новой весны местные жители от мала до велика выходили на угор встречать ледоход по реке Кама. Считалось плохой приметой, если не усмотришь ледоход, «проспишь его» - болеть будешь весь год до следующего ледохода.
Это место было и местом деревенских игрищ – здесь водили хороводы, качались на качелях, мужчины собирались поиграть в городки, на кулачные бои. Для молодёжи это место на все времена было местом свиданий и встреч людей разных поколений.
По рассказам старожилов, наших прапрабабушек Бузмаковой Анастасии Кирилловны и Воробьёвой Фелисаты Ивановны, других старожилов окрестных деревень в гражданскую войну, когда д. Бузмаковы и все остальные населённые пункты были захвачены белыми, женщины, старики и дети ждали спасения только с западной стороны, со стороны вяза. Именно оттуда и пришла помощь. Красные войска в половодье, в мае месяце переплыли р. Каму и выбили белогвардейские войска из деревни. Об этом событии по – прежнему свидетельствуют рвы от окопов по берегу Камы, находящиеся внизу, на Подпольнице (так называется луг, который находится восточнее угора) и воронка от разрыва гранаты на самом берегу Камы.
В тридцатые года XX столетия недалеко от угора, на котором растёт вяз, была построена начальная Бузмаковская школа, немного позднее – медпункт.
На вопрос слушателей о том, почему дерево было посажено в стороне от домов, от деревни, рассказчик пояснил, что это дерево приносит несчастье тому, кто желает иметь его только для себя и своей семьи. Это дерево придаёт силу и могущество целым селениям, охраняя их от невзгод. Посадив это дерево на крайнем рубеже с западной стороны – со стороны Камы, солдат этим самым попытался, наверное, оградить родную деревню от лихолетья. Скорее всего, от своих сослуживцев солдат узнал легенду о магической силе дерева вяз и поэтому донёс его до родного места, посадил, помог прижиться ему именно на этом месте. Вяз на протяжении веков защищал деревню от ветров, ураганов, молний, пожаров : в близлежащие дома и школу удары молнии никогда не попадали, вяз их брал на себя.
Место это обдувается всеми ветрами, почва глинистая, растёт дерево на самом изгибе горы, держится его могучая крона только мощными корнями. Более, чем за четыре столетия, что стоит этот богатырь было всякое: удары молнии попадали в него неоднократно, он также горел не раз, скот постоянно вытаптывал почву около него, свиньи подрывали корни. Много раз вяз почти полностью высыхал. В 80- е годы прошлого столетия недальновидные подростки разжигали костёр прямо в дупле этого могучего великана. Вяз почти засох в то время, в кроне его оставалась одна зелёная ветвь. И в этот раз могучий великан справился с бедой и снова зазеленел. В настоящее время он снова зелен и полон сил, как никогда.
Пророчества и легенды о том, что вяз приносит беду тому, кто захочет посадить его у своего дома, сбывались не раз в нашей деревне. Посадил маленькое деревце у себя в огороде Геннадий Бузмаков, дом которого находился рядом с местом произрастания вяза, впоследствии дом его сгорел. Эта же участь постигла ещё два дома, которые находились рядом с деревом - великаном.
На месте этих домов, на теперешних пустырях растут новые молодые деревья – вязы, которым уже по 50-60 и более лет. Но в сравнении с этим великаном они по – прежнему кажутся маленькими деревцами.
В настоящее время все большие сборы бывших жителей деревни Бузмаковы и окрестных деревень проходят по – прежнему на угоре, у вяза. На троицу, на праздник родной деревни мы все идём «к вязу». Обязательным условием и событием в эти встречи как и в прежние времена, являются костёр, горячая уха, печёная картошка и песни.
Меняются поколения, уходят люди, умирает деревня. Сегодня в д. Бузмаковы остались всего 5 дворов, в которых проживают последние коренные жители.
Из поколения тридцатых, остались последние женщины. Это Бузмакова Анастасия Васильевна 1931 года рождения
и Бузмакова Лидия Лаврентьевна, также 1931 года рождения
В 2010 году покинула родную деревню последняя жительница д. Марковская Маркова Юлия, все остальные дома стоят, но они пусты. Могучий богатырь – Вяз, по прежнему зорко охраняет подступы к деревне Бузмаковы, несёт службу вместо своего друга и хозяина – русского солдата, защитника Отечества и участника первой Турецкой войны.
Древнее дерево вяз – молчаливый свидетель истории нашего края, пережившее вместе с его жителями революционные годы, годы гражданской, Великой Отечественной войн, локальные конфликты – Афганистан, Чечня.
Мужчины нашего края вместе со всей великой страной стояли на её защите.
Фронтовики турецких войн, первой мировой, гражданской и всех других ратных сражений уходили отстоять в очередной раз родную землю. Нет сомнения, что они видели это дерево, это небо, эту реку, пусть меняющую не раз своё русло, протекающую иногда прямо под вязом, недалеко от него или отступив на значительное расстояние, как в настоящее время.
Имена наших земляков, участников войн до Великой Отечественной ещё предстоит установить. На защиту нашей Родины в Великую Отечественную войну ушли более 60 человек, 27 из них не вернулись домой, 13- пропали без вести (только из д. Бузмаковы).
Останки наших земляков погребены в Вильнюсе, Оренбургской, Орловской, Волгоградской, Ленинградской, Московской, Могилёвской областях, под Москвой.
Уходят поколения, умирает родная деревня и только этот великан – старейшина, является связующим звеном поколений бузмаковцев ранее живущих, живущих сейчас на земле, пусть в разных точках земного шара.
|