23 февраля побывала на занимательном мероприятии в Лужниках. С очень скромным названием "Защитим Россию" в поддержку ВВП. Конечно, оказалась там не случайно. В первую очередь, по работе, и уже во вторую - из праздного интереса (и профессионального, соответственно). Замечу, что не являюсь работником штаба ВВП, поэтому, думаю, имею право на собственное мнение. Постараюсь не язвить, а говорить не предвзято. В принципе, достаточно прочитать выводы. Там, думаю, все понятно.
Итак, перед Лужниками наша делегация оказалась в районе 10.30 утра (насколько знаю, кто-то на стрелку приехал за четыре часа до мероприятия). Станция «Спортивная» работала исключительно на выход, потоки народа шли к спорткомплексу. По моим, кировским, меркам это было впечатляющим. Отдадим должное организаторам: стадион-80-тысячник не так просто заполнить, чтобы не возникало пробок и заторов. Но, как ни странно, в районе металлоискателей все-таки были заминки. Проверяли каждого, иногда по пять раз прогоняли через рамки (то мелочь в карманах звенит, то ключи.... И так до тех пор, пока весь металл не извлекали из карманов, барсеток, перчаток, короче, кто во что был горазд). В итоге на то, чтобы преодолеть расстояние от касс спорткомплекса до самой арены понадобилось 45 минут. Замечу, я была там в составе делегации, пусть и не кировской. Пока прошли все, пока нашлись, время утекало беспощадно. Там – бегом к своему сектору. Пока, стараясь не расцепиться, бежали всей толпой, оглядывалась по сторонам. Эклектика празднований умопомрачительная: кто-то 23 февраля празднует, кто-то Масленицу, а кто пытается согреться, умудрившись протащить через досмотр горячительное. Тут же скачут не совсем трезвые девушки под переливы гармони, тут же ходят ростовые куклы, развлекающие, по ходу пьесы, сами себя. И, стоп! Первый смех сквозь замыленный бег: такой величественный памятник Ленину, а на заднем плане: «Наш голос за Путина». Я так понимаю, Ленин тоже поддержал…, так сказать, преемника.
Но это мелочи. Бежим дальше, добегаем до входа в сектор - не пускают. Не ваш, говорят. Не сказала, что координатор нашего сектора сказал нам искать свободные места самостоятельно, так как по непонятным причинам наши места уже кто-то занял. Ок. Мы штурмуем следующий сектор – та же история. Мы уже возмущаемся, сколько можно прыгать, как козлы, извините. На что представители нашей доблестной полиции ответили: столько, сколько нужно. Бежим к следующему: там точно пустые места. На входе останавливают – пустые, но не ваши. Здесь стоит заметить, что скачем мы в составе 30 человек, среди них люди пожилого возраста. Да еще эти растяжки. Мало того, что их проверяют полицейские на входе в каждый сектор, так еще и не свернешь, они стали спасительным маячком, чтобы не растеряться. Вижу, как одна из наших бабулек, вся в пене, еле дышит, тащит эту растяжку. Я ей говорю – да сверните вы ее и отдайте молодежи. Она – нет, не отдам. Кое-как отобрала у нее черенок, и меня чуть ветром не унесло вместе с этим парусником, где значилось: «Город N с Путиным». Да, уж. Спрашиваю бабульку, почему она за Путина. Ответ был исчерпывающим: я его люблю. Все это сказано было так искренне, что смеяться здесь еще рано, но плакать можно начинать. Апофеозом наших мытарств стал скандал у входа на следующий сектор, где полицейские откровенно ржали над той бабулей, которая так любит Путина. Заставляли ее разворачивать злосчастную растяжку, которую она отобрала у меня обратно. В итоге психанули все: резкий разворот руководителя группы и все, ребята, нах… этот митинг. Вся делегация решила возвращаться в автобус. Я и еще один доброволец решили все-таки добраться до цели. Автобус все равно не уедет раньше положенного, так как мы должны были забрать первую часть делегации, отправившуюся на мероприятие за два часа до нас.
Итак, вдвоем мы быстро преодолели все препятствия и нашли два свободных места. Попали на арену мы к 12.00. Впереди – час ожидания. Насколько я поняла, то мы поймали последний шанс. Лужники перекрыли, и все ворота работали уже только на выход. Не буду врать, Лужники – сами по себе зрелище. Огромный стадион, заполненный под завязку, стеклянный свод. Мурашки по коже. И мысль: пробрались – хорошо, осталось выстоять, а потом выбраться. Ждем. Волонтеры разносят чай в пластиковых стаканчиках, пряники и сушки. Говорят, что в самом начале мероприятия на каждом месте стояли пакеты (судя по фото в блогах, достаточно весомые). Что было внутри – история умалчивает. Ожидание сблизило весь сектор: перезнакомились, рассказывали байки друг-другу. Вот здесь внимание: много язвительных нот в голосах собеседников: какого мы тут делаем, зачем нам это надо? Запомните момент. Я вернусь к этому в завершении повествования. Попробовали бесплатный (сыр) чай: на вид светлее газировки «Буратино», на вкус… Лучше не вспоминать. Согреться тоже не получилось – жидкость в стаканах была чуть теплой. Влажно, холодно. Людей в туалет из нашего сектора выпускали при условии, что обратно не пустят. Короче, приехал – стой. Стоим. В 12.30 на сцену вышел Денис Майданов (честно, могу переврать фамилию), спел что-то о добром гении и любви. За ним – А-студио, на сладкое прелюдии к митингу – фильм, почему ОНИ – за Путина. Наконец, добрались до 13.00. Опять концертная часть. Трофимов, Лепс, вроде еще кто-то. Уже подтянулись люди с Фрунзенской. Их разместили на самой арене. Так, Михаил Леонтьев, Сергей Собянин, начальник какого-то цеха с какого-то уральского завода, летчик – герой России (единственный, который говорил настолько искренне, что я на минуту поверила: Путин – это наше все).
В 12.30 объявляют выход кандидата в президенты. ВВП собственной персоной. Говорят, это его первый выход в народ в качестве кандидата за всю кампанию. Спасибо, снизошел. Три минуты. Речь, казалось, потрясающая. Громко, эмоционально. Так проникновенно, что попробуй, усомнись. Собственно, вся речь повествовала о том, что у нас куча врагов, которые спят и видят, как расшатать российскую лодку и дискредитировать собственно ВВП и его политику. Но! Он любит Россию, признания в этом он потребовал и от присутствующих. Боже! Что творилось в зале. Это было массовое помутнение. Люди орали, топали, свистели. Осталось пасть на колени и сказать: Путин, ты есть, мы верим в тебя! В этот момент большую часть людей просто оставил рассудок. Мой спутник визжал от удовольствия. От сарказма, о котором я упоминала ранее, не осталось и следа. Завершил свою речь ВВП словами из творчества Лермонтова (Путин не сказал, что за произведение, я тоже не буду, думаю, многие вспомнят, откуда это): «… «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой».
Хм… Вы хоть что со мной делайте, но на последнее я точно не готова.
В итоге: - не все попали туда, куда их отправили (замечу, что митингующие были практически из всех регионов страны, жаль, что народные деньги улетели в трубу так бездарно); - насчитанных 130 тысяч на акции и в помине не было. Как ни напрягала я голову в математических исчислениях: чушь. Стадион – 80 тысяч. Неужели 50 тысяч поместились на самой арене? В лучшем случае – 10-15 тысяч с о-о-о-о-огромной натяжкой. Штраф, так распиаренный за превышение заявленной численности – не более чем распиаренный штраф (тьфу). Дескать, смотрите, как поддерживает Россия; - с мероприятия в регионы направились десятки тысяч зомбированных (это факт); - чай, баранки и пряники – это вообще не подкуп, артисты и исполнители – тем более. Они всего лишь приехали поддержать Путина? - три-четыре часа ожидания на холоде и сквозняке только для того, чтобы выслушать трехминутную речь «национального лидера» и утереть нос в то же время митингующей оппозиции – это издевательство над народом, на мой взгляд.
Но! Результат достигнут: картинка ушла на ТВ, люди получили порцию НЛП и еще раз показали, что Дарвин всесилен над любой политикой и разумом (стадо призвано быть стадом, к сожалению).
Александра Сентебова, |