Наш сайт уже рассказывал о лагере Fu-горт – доме будущего, - участниками которого стали и молодые уроженцы Афанасьевского района. 25 июля он завершил свою деятельность. Афанасьевцы благополучно вернулись домой. Счастливые, полные впечатлений. Впрочем, сами они расскажут лучше всего. «Планета Афанасьево» сегодня предоставляет слово одному из них.
«Бур лун! Или если по-русски "Добрый день”. Меня зовут Владимир, и являлся участником этого удивительного мероприятия. Скажу честно, об этом лагере узнал только за неделю. Думал, ерунда какая-то, но ради интереса решил съездить.
Ехать пришлось рано. В 6 утра. По дороге говорили мало, да и просто все хотели спать. В Кудымкаре по приезду встретили нас хорошо, с эмоциями, с криками. Как-никак в первый раз коми-зюздинцы решили принять участие. В основном же народ набирался из Пермского края: Кудымкар, Березовка, Белоево, Юксеево, Пермь, Коса и др. Были также коми-зыряне из Сыктывкара. Нас же, людей из Кировской области, было 7 человек. Плюс племянница нашей руководительницы, Ларисы Николаевны, родом из Челябинска. В общем, собралось нас человек примерно 50, и мы, наконец, выехали. На первое место нашей «стоянки», а именно в Пармайлово. Оно славится своими деревянными существами, называемые в народе "Чюди”. Но об этом позднее.
По приезде в Пармайлово нас разделили на два лагеря: Сюра (читается как щюра и означает «рогатый») и Пеля («ушастый»). Далее все было как в обычном походе: инструктаж по технике безопасности, разбивка лагеря, приготовление еды, заготовка дров, распределение на дежурных-костровых. И - полетели дни. Они оказались на удивление насыщенными, интересными, очень эмоциональными и познавательными…
Уже, начиная с первого вечера, мы познакомились друг с другом. Сообща приготовили программу, которая отражала, кто мы и откуда. Потом провели символический обряд, чтобы Му (земля) приняла нас. Стали вокруг камней, поблагодарили это место и прошлись вокруг каждого перевернутого дерева, что обозначали счастье, радость, мужскую силу и др. Далее каждый привязал ленточку к посоху и выкрикнул слово, которое лежало на душе. Ну и на этом посох перешел к нашему режиссеру, Евгению Гуляеву, который своим веским словом объявил, что лагерь Fu-горт открывается. В этот же вечер разучили танец, передаваемый поколениями Fu-горта уже третий год, и только тогда пошли спать. Ну и, конечно, все легли часа в 2, в 3. Так как посиделки у костра никто не отменял.
Итак, теперь расскажу, что именно мне запомнилось за эти дни, не считая эмоций, лагерного быта, шторма, болезней и переездов. И самое первое, что приходит на ум, это, конечно, же "Чюди”. Такие деревянные скульптуры вы не увидите нигде на земной точке мира, в таком стиле вырезает только здешний мастер Егор Утробин. Он может просто прийти в лес и увидеть мимику дерева, которая отражается позднее в его произведениях искусства. Когда заходишь ночью в музей, реально становится страшно, что на тебя кто-то смотрит, а обернешься и увидишь кричащего на тебя рогатого "чюдища”, так и душа в пятки уходит. Ну а днем они кажутся такими безобидными.
Днем с нами проводили различные мастер-классы. Актерскому мастерству нас учил Виталий Вычигин. Очень разносторонняя личность, у него многому можно поучиться. Это Человек, который своим острым словом не давал нам успокоиться всю дорогу, пока мы ехали в Пармайлово. Это Человек, который может изобразить дуб или крестьянина, косящего траву, с такой точностью, как будто у него реально в руках коса, а вокруг стоит невыносимая жара и кусают ненавистные мошки, садящиеся на залитые потом глаза. Это Человек, который найдет общий язык с любым собеседником. И многое другое.. Также у нас были мастер-классы по рекламе, где нас учили, как простой символ становится брендом, а лозунг товара начинает звучать в головах; мастер-класс по языку, где мы обучались простым словооборотам, коми-пермяцким песням и сказкам; мастер-класс по народному танцу "Юсьвинская кадриль”, очень веселый танец, где танцуют парами, если Вас пригласят её танцевать, соглашайтесь, получите массу удовольствий. Были и другие мастер-классы: мастер-класс по дойке козы, по приготовлению деревенского пива, по скашиванию сена, по флеш-мобу и даже по вязанию веников. Также хочу отметить еще один мастер-класс, который вел Степанов Анатолий Петрович, где мы учились находить в себе "волшебное слово” при работе с глиной. Наша подгруппа делала уточек, из которых мастер сотворил свистульки. Я и сам пробовал сделать свистульку, но тогда, видимо, еще не нашел своё "слово”. Другая же подгруппа делала шарообразную игрушку Му (земля), которая издавала именно это глухое звучание, если на неё подуть. Кстати, "волшебное слово” рождается в любом деле, которым вы занимаетесь, будь то игра на музыкальном инструменте или катание на велосипеде. Если у вас начало получаться, значит, вы нашли своё "слово”, а если нет, то продолжайте искать, обязательно найдете.
Думаю, каждый из нас знает "Бурановских бабушек”, Пермский же край славится своим местным коллективом "Стариковские самородки”, что находится в деревне Стариково. Они, детьми, пережили всю тяжесть войны: голод, смерть близких, невыносимый труд… Однако, несмотря ни на что, они собираются уже 50 лет и поют частушки, песни грустные и веселые, песни про войну и про жизнь, что течет вокруг. Только песни и спасали их в этих тяжелых условиях. Редко встретишь таких добрых, позитивных, энергичных бабушек. Они учили наших девушек готовить различные пироги. Я первый раз пробовал пистиковую кашу, пироги из пистиков, местный мед. Также они дали нам пару уроков танца кадриль. Очень здорово они его танцуют, правда, порой он кажется бесконечным. В деревне Кукушка мы познакомились еще с одним местным ансамблем, с таким же сильным названием, как и деревня. Под звонкий и жизнерадостный голос его участники плясали традиционный коми-пермяцкий танец «Тупи-тап». Позже и мы подключились к этому танцу. Самое главное - надо топтаться с удовольствием, прихрамывать и постукивать ногами. И чем больше народу, тем веселее получится танец. В этой же деревне нам дали мастер-класс по плетению плетня, как бы одинаково это ни звучало, но именно этим мы и занимались: плели плетень.
Вы когда-нибудь слышали про языческий обряд жертвоприношения, называемый Быкобой? А ведь именно из-за этого обряда выжило село Большая Коча. Если введете в Википедии «обряд быкобой», то узнаете, как бог Ена спас население Кочи от голода, послав оленя, выбежавшего из реки. Коми-пермяки его принесли в жертву и наполнились леса зверьем, а реки рыбой. Но один год олень припозднился, и коми-пермяки принесли в жертву быка. С того года и начали приносить они его в жертву. В Большой Коче мы также посетили музей и приняли участие в древнем обряде «Черöшлан» («Вешание топора»). Если у вас недомогание, то, возможно, кто-то из ваших предков наложил проклятие, так как вы забыли о нем. Смысл обряда в том, что вы срываете шишку хмеля, носите с собой три дня, бросаете в огонь. Если шишка начала потрескивать, значит на вас проклятие. После этого вешаем топор и начинаем перечислять родственников до 7-го колена. Если топор при каком-то имени шевельнулся, значит, этот родственник вами недоволен, поэтому срочно попросите у него прощения. Тогда болезнь и пройдет. А если не забывать своих корней, то и сами будем здоровы, и скотина не будет болеть, так как предки наши защищают нас.
В Кочёвском районе нам предстояло посетить тихое местечко под названием Таркамыз, где протекает святой источник, известный своими целебными свойствами. Поэтому, если вы чем-то больны, то не надо упускать возможность вылечиться.
Последний день мне запомнился очень хорошо, так как мы вспоминали и применяли на практике все, что изучили на мастер-классах и придумывали сами. Ведь именно в этот день мы готовились к концерту, который и показали местным жителям села Крохалёва. Ведь именно здесь в течении второй половины лагеря мы жили. Местные жители хорошо к нам отнеслись: и в баню мы к ним ходили, и в интернате три дня жили, пока были дожди и холода, молоком, квасом поили. Местные жители были в восторге от концерта, да и мы сами. Ведь мы все сошли с ума в течении этих 10 дней, от нас несло позитивом и пьяным весельем. В автобусе и за костром мы орали песни коми-пермяцкие и наши попсовые, играли в крокодила и в коми-пермяцкий футбол на трое ворот, устраивали для себя мини-концерты и дискотеку, спасались от шторма в замке с "Чюдьми”, а по утрам вставали под песню "А-Студио» «Утренняя зарядка».
...Только те, кто там побывал, улыбнутся и взгрустнут от слов "вылысыпыдысты” и "Бидöс Бi”. Нам жаль было расставаться, но этот путь пройден, и эта страница нашей книги закрыта. Я благодарен окружавшим меня людям, организаторам, воле случая, что попал на этот замечательный финно-угорский лагерь FU-горт. И, если вас пригласят в этот лагерь, не задумывайтесь, ехать или нет, просто едьте - и вы окунетесь в этот удивительный мир, наполненный счастьем и весельем, новыми знакомствами и друзьями. Все огонь, товарищи, Бидöс Бi!»
Фото предоставлены участниками лагеря и взяты из открытых источников.
|