После недавнего визита губернатора в Слободской, где зашла в том числе и речь об объединении муниципалитетов, многие жители Афанасьева снова стали задаваться старым вопросом: а зачем нам поселковый, с его аппаратом, думой и прочими расходами, если толку все равно на грош, потому что в казне райцентровой чаще вошь, а у работников мэрии есть ли вообще стимулы работать, кроме сидения на окладе (см. здесь)? Не потому ли, раз ситуация типична по стране, президент ещё в прошлом гуду подписал закон о внесении изменений "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". По нему, уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В Кировской области движение в этом направлении пошло. Правда, речь идет о городах областного подчинения и "прилегающих" к ним районах. У нас - поселок. Но президентскому закону это не противоречит. А вот как на это дело смотрит наш губернатор. В своем ЖЖ Никита Белых пишет: "...Сразу скажу - у нас нет установки любой ценой объединить город и район. Это не цель и, тем более, не самоцель. Цель это повысить эффективность управления и потенциал территорий.
Почему мы вообще обсуждаем тему объединения?Первое и самое главное. Один из наших основных приоритетов – это укрепление местного самоуправления. Пишу об этом довольно часто. Сегодня в Кировской области только два муниципальных образования бездотационны – это Киров и Кирово-Чепецк. Возможно, к концу года к ним добавится Уржумский район за счет перераспределения некоторых нормативов по акцизам. Но пока два из более чем сорока. Мы, разумеется, хотим, чтобы бездотационных муниципалитетов было как можно больше. Но для этого нужна налоговая, экономическая, кадровая база. Малочисленные муниципалитеты (кроме каких-то особых случаев, когда, например, на его территории есть очень крупное предприятие или прописан Михаил Прохоров) не могут быть самодостаточными. Разумное укрупнение и объединение ресурсов увеличит потенциал и самостоятельность муниципалитетов. Второе. Сейчас активно обсуждается тема децентрализации властных полномочий по линии «федерация – регионы». Об этом говорил Президент Медведев на экономическом форуме в Санкт-Петербурге и в бюджетном послании. Следующим логичным шагом должна стать перераспределение по линии «регион – местное самоуправление». Вопросы, которые можно эффективно решить на местном уровне, должны на нем и решаться. Чем ближе к проблеме – тем она понятнее, тем больше вариантов ее решения можно найти. Но полномочия и средства целесообразно передавать только сильным муниципалитетам. Поэтому объединение двух малочисленных и слабых поселений смысла не имеет. Третье. Двигатель любого развития – конкуренция. Муниципалитеты должны конкурировать между собой за бизнес, за людей, за туристов и так далее. Но город Слободской и Слободской район не могут конкурировать между собой, ведь они тесно связаны по всем линиям – дороги, газификация, социнфраструктура. Кроме того, есть люди, которые живут в районе, а работают в городе – и их налоги поступают не в тот муниципалитет, в котором они фактически пользуются муниципальными услугами. При этом, и городу Слободскому, и Слободскому району сложно конкурировать и, например, с соседним Белохолунцким районом, потому что там город и район – это один муниципалитет. Это, скажем так, «идеологические» аргументы. Помимо этого, можно говорить о том, с точки зрения жителей, как минимум, странно, когда в Слободском (а также Котельниче, Вятских Полянах) расположены два здания дум и администраций города и района, эти структуры имеют собственный аппарат, несут затраты на свое содержание и т.д. Есть и совсем нелепые примеры. Когда с одного края района больного везут десятки километров через город, в котором есть хорошая больница, на другой край района, чтобы пролечить непременно в районной больнице. Всем очевидно, что удобнее лечить в городском учреждении здравоохранения, но это разные бюджеты и райбольнице тоже надо выполнять план. В 1999-м году в Слободском проходил опрос населения по объединению. Результаты в городе и районе оказались зеркальными. 70% горожан против объединения, 70% жителей района - за. Возможно, есть и какие-то обоснованные аргументы за то, чтобы город и район продолжали раздельное существование. Но я, честно говоря, ничего убедительного для себя не услышал. То, что говорят лежит либо в плоскости эмоций ("были горожанами - станем селянами"), либо вызвано недостаточной информированностью (будто бы объединение может привести к потере "сельских льгот"). Тем не менее, ломать муниципалитеты через колено никто не собирается. Решили, в течение месяца кодифицировать все аргументы «за» и «против». Дал поручение через районную газету собрать все вопросы от жителей и в ней же опубликовать ответы. Потом будем снова собираться. Такие же обсуждения проведем и в других городах".
"В Афанасьевском районе открытого противостояния между главами поселений и главой района нет. Но это не значит, что всё гладко. Например, некоторые поселения просят у главы оставлять в их распоряжении весь НДФЛ (район же выпросил у области такую возможность), а не 10%. Тогда, говорят главы, район уже не сможет упрекать нас в высокой дотационности, а значит, и "лупить нас денежной дубиной, заставляя выполнять часто неразумные не только экономические, но и политические решения". Кроме того, закон ведь предполагает внести изменения в уставы как городского поселения, так и всего муниципального района. Предположим кощунственно-абсурдное, а возможно, и верное направление: дабы поскорее покончить с разросшимся чиновничьим аппаратом и превратить его в небольшой, но эффективно работающий механизм, почему бы населению района не проголосовать через своих депутатов за отдание полномочий руководства районом мэрии поселка или, как самому крупному (половина района в нём), Ичетовкинскому поселению? Тогда при формировании новой местной администрации можно довольно легко избавиться от некоторых засидевшихся в "начальнегах" вредных бездельников-чинуш". |