Президент-амбиция
Почему именно Путин, а не Медведев будет руководить страной в ближайшие годы? Всего три месяца назад Дмитрий Медведев в интервью The Financial Times заявлял, что «любой руководитель, который занимает такую позицию, как президент, просто обязан хотеть баллотироваться». Резонно предположить, что в таком случае Медведев тоже хотел баллотироваться, однако планы изменились. Как объясняет теперь сам президент, решение выдвинуть Путина было связано главным образом с его популярностью в народе.
Если слова Медведева о рейтинге — правда, и они с Путиным действительно разыграли кресло президента исходя лишь из результатов опросов общественного мнения, то нельзя не упомянуть об этих цифрах, решивших судьбу страны. Согласно последнему опросу ВЦИОМа (проведен 24 сентября), деятельность президента Медведева одобряют 59 процентов россиян, в то время как деятельность премьера Путина — 61 процент. Таким образом, разница между ними составляет лишь два процента (в середине сентября было и того меньше — всего один) при обычной статистической погрешности в 3,4 процента.
Особой разницы между Медведевым и Путиным нет: «У нас есть, может быть, свой набор привычек, тем не менее мы имеем очень близкие позиции по большинству стратегических вопросов, да, по сути, по всем стратегическим вопросам развития страны, и по тактическим тоже. Мы что, должны конкурировать? Мы должны ссориться, ругаться?»
Президент-перестраховщик
Как уверяет Медведев, говоря о том, что он не исключал для себя выдвижения на второй срок, он был предельно честен с избирателем.
«Жизнь могла внести совершенно особые, парадоксальные коррективы. А если бы изменились избирательные предпочтения у людей по каким-то причинам? Я должен это учитывать. Поэтому когда я говорил о том, что я этого не исключаю, я, конечно, никого не обманывал, жизнь могла развернуться самым неожиданным образом», — заявил Медведев. «Тем не менее договоренности у нас уже были», — добавил он, оставив висеть в воздухе вопрос о том, когда именно была достигнута та самая договоренность.
Интересен и ответ Медведева на другой вопрос, касающийся укоренившегося мнения о том, что смысла в выборах в России уже никакого нет. «Считаю эти рассуждения абсолютно безответственными, лукавыми и даже провокационными, — отрезал президент. — А если люди откажут в доверии Медведеву и Путину? Любой политический деятель может „пролететь" на выборах. Никто ни от чего не застрахован. Какая предопределенность?»
Полупартийный президент
Говоря об отношениях с «Единой Россией», которые за годы его президентства у Медведева были не такие родственные, как у Владимира Путина, пока еще действующий глава государства отметил, что они с этой партией «шли все эти годы вместе». Как выясняется, особенно благодарен единоросам Дмитрий Медведев за то, что четыре года назад они выдвинули его на президентский пост (видимо, забыв о том, что в качестве президента его кандидатуру Путину предложили четыре партии: «Единая Россия», «Справедливая Россия», Аграрная партия и «Гражданская сила»).
В прошлом осталась и критика, которую Медведев не раз адресовал партии власти. Еще два года назад Медведев просил «Единую Россию» «не просто царствовать, а проявлять ум, такт и силу», избавляться от «интриганов с дурными политическими привычками», а также «учиться побеждать в открытой борьбе». По всей видимости, все эти грехи «Единая Россия» смогла успешно побороть, поскольку теперь Медведев называет ее «самой близкой» ему политической силой.
Впрочем, вступать в партию президент не спешит — как и его наставник Владимир Путин, уступивший коллеге свое место в предвыборном списке единоросов. Вполне вероятно, что это связано именно с тем, о чем говорил президент чуть выше — о способности любого политика и партии пролететь на выборах. И если в своих силах тандем сегодня уверен, то в силах «Единой России», похоже, уже не очень.
Президент-реалист
Несмотря на то, что свое интервью Медведев давал еще в старой должности, он уже всерьез готовится возглавить правительство. Именно так можно объяснить обещание президента «кардинально обновить» кабинет министров, наполнив его новыми людьми, сделанное за полгода до формирования нового правительства. Впрочем, он тут же оговорился, подчеркнув, что «правительство нельзя трясти как грушу» (тогда как в мае президент называл грушей политическую систему в России).
Кое-что Медведев начал делать уже сейчас, выгнав министра финансов Алексея Кудрина, однако это, как утверждает глава государства, всего-лишь «случай государственной дисциплины».
Делая заявления о своих реформаторских планах, Медведев не может не понимать, что он лишь разжигает огонь в глазах у чиновников, любящих менять свои взгляды в зависимости от политической конъюнктуры. Медведев уверен в удачности выбранного момента. «Нужно было объявить об этом решении в правильное время, иначе у аппарата, у чиновничества может, извините, „снести крышу". Я считаю, что мы сделали это не рано и не поздно», — сказал президент, решив не уточнять, чем же так хороша выбранная ими дата.
Интервью президента получилось довольно коротким, всего 25 минут, однако все, что Медведев хотел сказать, он в нем сказал. Вот и все итоги года...