Вятские автоперевозчики выстроились в очереди в Перми.
На "ПА" позвонил предприниматель: сложилась беспутая ситуация, говорит. Кировская область теряет деньги из-за непоняток с "вмененкой" и патентами. На прошлой неделе в пермской налоговой стояли человек 40 мужиков, многие из них кировские, и все - за регистрацией как налогоплательщики и за патентами на автоперевозки. Потому что, дескать, на Вятке отменили "вмененку" на автоперевозки, а патент, который предлагается покупать взамен её, действует только на территории области.
В Кировской области, как выход, продолжает позвонивший, предлагают переходить на "упрощенку" всероссийского действия. Но это много дороже, если под 6-процентное налогообложение доходов. Выгоднее, казалось бы, перейти под 15-процентное налогообложение с минусом расходов. Но это же надо вести учет, собирать все бумажки трат и в итоге держать бухгалтера. В итоге - опять расходы.
А у нас, мол, грузополучатели - пермские. Вот и махнули в Пермь.
"ПА" начал разбираться. И пожалел, что ввязался
Из обращения в 5 контор (в некоторые не по разу, в итоге в одной из них сказали, что вопросы у вас какие-то непонятные) и самомытарств по Сети получилось следующее.
Да, грузовые автомобильные перевозки являются одним из видов деятельности, которые можно перевести на патентную систему налогообложения (подп. 10 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). Её могут применять только предприниматели и только те категории ИП, у кого численность работников не превышает 15 человек. Документом, удостоверяющим право на применение данного спецрежима, является патент (п. 1 ст. 346.45 НК РФ). Патент, разъясняет buhonline.ru, можно получить в налоговом органе, где ИП состоит на учете, и действовать он будет в том регионе, который в нем указан.
Но груз-то надо везти в Пермь!
- Никаких проблем, - сказал вчера "ПА" начальник экономического управления администрации Афанасьевского района Анатолий Черанев. - В зависимости от вида деятельности можно работать и по "вмененке", и по патенту, и по "упрощенке".
- ЕНДВ на автоперевозки в Афанасьевском районе отменен, - сказали сегодня в налоговой инспекции. - Сам же Черанев и готовил это решение.
Наверное, так афанасьевские власти решили побольше денег "срубить", введя более дорогие, по сравнению с "вмененкой", патенты. (Кстати, как пишет nalog-kirov.ru, рассчитать стоимость патента очень просто. Надо выбрать размер потенциально возможного дохода по требуемому виду деятельности из Закона Кировской области от 29.11.2012 N 221-ЗО «О патентной системе налогообложения на территории Кировской области» и умножить на 6%. Полученная сумма будет годовым размером патента. Считайте, если тот закон решил, что ИП с одной машиной меньше 100 тыс. 600 рублей за год не получит. А пассажироперевозчик на одной единице ТС - 451 тыс. 800 рублей. В редакции от 18.06.2014 №415-ЗО, размер потенциально возможного дохода подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.)
Срубили... В Перми.
Потому как патентная система подразумевает наличие договора с заказчиком груза. Заказчики живут в Перми. Разве поедет пермяк подписывать бумагу на Вятку? - спрашивает кировский предприниматель. Вот и рассудил, что и патент надо получать там, в Перми, по месту пребывания заказчика.
Не верь всяким письмам
Правда, в письме Минфина от 07.02.2013 №03-11-12/15 за подписью заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.Разгулина говорится, что "если договоры на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом заключаются в субъекте Российской Федерации, в котором получен патент, а в другом субъекте Российской Федерации находится только пункт назначения (отправления) груза в рамках указанных договоров, налогоплательщик вправе не подавать заявление на получение патента в другом субъекте Российской Федерации (здесь и далее выделено "ПА") и, соответственно, вправе осуществлять указанный вид деятельности в рамках одного патента, полученного по месту постановки на учет в налоговых органах".
Но сайт НалогОбзор.Инфо говорит по-иному: "Если предприниматель планирует заключать договоры в других субъектах РФ, то дополнительные патенты приобрести придется. Иначе с доходов, полученных от деятельности в этих регионах, предприниматель должен будет платить налоги в соответствии с другими системами налогообложения". И ссылается на то же письмо Минфина от 7 февраля 2013 г..
Кстати, нашему автоперевозчику именно в налоговой посоветовали с патента переходить на "упрощенку". Почему? А потому что в письме все того же Минфина, но уже от 10.02.2015 № 03-11-11/5564 и за подписью уже заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.Кизимова повторяются постулаты письма двухгодичной давности, но дается понять: "Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме".
А Закон, то есть Налоговый кодекс своим п. 1 ст. 346.43 однозначен: патентная система налогообложения устанавливается НК РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и применяется на территориях указанных субъектов РФ.
Штрафовать за родину!
И как прикажете поступать простому перевозчику?! Тем более если вдобавок "ПА" получил вот такое мнение департамента развития предпринимательства и торговли администрации правительства Кировской области: если человек приобрел патент в Перми, он имеет право перевозить грузы из Перми в другие регионы. Если он получил патент в Кировской области, может вывозить грузы из нее в другие регионы. Если же он получил патент в Перми, а грузы вывозит из Кировской области - это незаконно, поскольку в этом случае регион теряет налоги. За это можно-де и начать штрафовать.
А теперь вспомним, с чего все началось - с отмены районами "вмененки" на автоперевозки. При ней действовал принцип: "Где выручка собирается, там и регистрируйся". И было без разницы, откуда и куда человек с грузом едет.
"ПА" сегодня поинтересовался у главы департамента развития предпринимательства Павла Ануфриева: может ли как-то область "крепко порекомендовать" районам вернуть ЕНДВ обратно? Тот, конечно, сослался на закон: "Мы не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления".
Некоторые районы спохватились сами и вернули "вмененку". Например, Омутнинская райдума в нынешнем феврале отменила свое прошлоосеннее "антивмененное" решение об автоперевозчиках, рассказал главный редактор "Омутнинских вестей" Игорь Ходырев. По просьбе "ПА" он специально звонил в межрайонную налоговую инспекцию. И обрадовался: так теперь все могут к нам, в Омутнинск, ехать и везти к нам денежки?!
Вот такая петрушка. Из-за отсутствия "вседержавных" патентов, чехарды с толкованием законов, непродуманных решений предприниматели сначала мотаются по чиновничьим кабинетам, а потом их родина теряет деньги. На пустом, сущности, месте.
Так, может, пора вначале рублем лупить тех, кто не шибко думал, когда предлагал, и тех, кто за эту "пустоту" проголосовал?
|