Общественники Вятки отчитались перед главным общественником России Александром Бречаловым. А реализоваться не успели.
В Кировской области прошла общественная конференция «Формы реализации гражданской активности в рамках местного самоуправления».
Забегая вперед: Вятке есть чем поделиться на всю Россию, но местным активистам также приходится воевать за свою любовь к родному месту. И общественные активисты больны той же болезнью власти: не всегда хотят и умеют слышать, вести диалог и договариваться.
19 августа небольшой районный центр Кировской области — лесо-железнодорожный, почти весь одноэтажный и деревянный поселок Юрья принимал кавалькаду разномастных машин. Улица, взбегающая в горку мимо трехэтажной школы, была «окружена» полицейскими автопатрулями и одиночными пешими постовыми. Негусто проходящий мимо школы местный люд не особо и таращился на полтора десятка машин и полусотню гостей. Хотя «неместные» люди о судьбе их, вятских, в том числе юрьянцев, и говорили. Вернее, о том, как совсем обычные жители могут сами влиять на собственную жизнь.
«Потому наши встречи и проходят не в главных регионах, и даже не в областном центре, что надо погружаться в атмосферу жизни, - сказал, предваряя разговор секретарь Общественной палаты России Александр Бречалов. - И символично, что наша встреча проходит в школе». Правда, на этом весь местный колорит конференции и закончился. Потому что далее сам главный российский общественник перешел к общероссийским проблемам общественной жизни.
Что такое Общественная палата (или палатка?!) и зачем она нужна? Что такое общественная экспертиза и на что она может (и может ли?!) повлиять? Общественный совет при органах власти — это декоративная клумба или инструмент для выработки взвешенных решений? - примерно так обозначил желаемый круг вопросов Александр Бречалов. Потому как от ответов зависит, какая перезагрузка (а она нужна!) ждет общество. Произойдет ли она и как скоро.
Судя по тому, как конференция пошла дальше, кое-какие ответы на Вятке есть.
Во власти нужны переводчики с чиновничьего на людской язык
«Нам есть что показать другим, - взял слово врио губернатора Кировской области Никита Белых. - Во-первых, это проект по поддержке местных инициатив. Мы начали с 6 муниципальных организаций. А не так давно претворена уже тысячная инициатива, к концу года их будет 1400. Выгодоприобретателями стали 1 млн жителей, почти 70% населения области. Такого масштабного проекта в России нет».
«Второе. Это проект «Народный бюджет», - продолжает глава региона. - Граждане сами определяют приоритеты и распределяют бюджетные средства».
Упомянутую Никитой Белых гражданскую инициативу, как третий «кирпич» фундамента вятской общественной особенности, поддержал и главный федеральный инспектор по Кировской области Андрей Чечеватов. Правда, ключевым словом назвал эффективность общественных действий. «Очень много общественных структур создано, при федеральных, региональных, муниципальных органах власти. Они должны четко взаимодействовать, иметь обратную связь и замыкаться на Общественную палату. Конструктивный диалог и покажет эффективность ее работы», - заключил ГФИ.
Гражданская активность имеет два основных блока, считает секретарь Общественной палата Андрей Усенко: инициативный (позитивный) и реагирующий (чаще всего отрицающий). «Протестная, отрицающая форма активности не нужна ни власти, ни обществу. Однако поводов для нее достаточно много, - знает, о чем говорит кировский общественник. - Люди понимают, что без них все решили. Но вынесение проблемных вопросов в публичное пространство, как, например, по точечной застройке г.Кирова позволяет проследить и принятие решений по ним. Хотя содержательность общественных выступлений и действий, навыки дискуссии оставляют желать лучшего. Кстати, и чиновники умело скрываются за оперированием законами и нормативами».
А далее секретарь ОП, пожалуй, впервые на Вятке сформулировал то, что давно просилось с языка: «Надо, чтобы чиновник объяснялся с людьми понятным языком. Нужны хорошие переводчики в органах власти. А таких людей, к сожалению, там немного. Поэтому у меня предложение: чиновник, который принимает участие в публичных слушаниях, должен уметь вести разговор в форме диалога».
«Но чиновник сейчас твердит как мантру: если вы чем-то недовольны, то предлагайте свое решение Это пошло от вас, Никита Юрьевич, - повернулся общественный секретарь к главе региона. Конференция напряглась. - Мы часто слышим, например, когда идут слушания по бюджету: если что-то предлагаете в расходы, то говорите, откуда это взять».
Белых тут же отреагировал: «Это родилось задолго до меня». Конференция молча поулыбалась.
Но Усенко гнул свое: «Гражданское общество должно ставить проблемы». И уже кировский секретарь ответил московскому: «Акцент должен быть сделан на инициативность граждан и законообязанность органов власти. Поэтому цель Общественной палаты — не монополизация гражданской активности, а создание условий для неравнодушных людей, когда гражданская активность помогает решать жизненно важные вопросы».
Это своеобразно выразил своим выступлением и Николай Плюснин, консультант проекта местных инициатив: «Объединяться надо не против плохого, а за все хорошее. У людей в процессе реализации ППМИ меняется подход: не власть должна так нам сделать, а мы ищем деньги — у себя, спонсоров, власти. Сам проект — это конкурс грантов на муниципальные нужды. И люди договариваются, что им в первую очередь нужно. Тогда местная власть не может отказать людям — они так решили! Мне люди сказали: ППМИ важнее, чем выборы, потому как результат виден сразу, а выборы еще непонятно чем закончатся».
Зажали общественный голос регламентом
Признаться, неизвестно чем бы закончилась и конференция, если бы, наконец, не перешли к «голосам с завалинки».
Вообще программа и регламент заявленной Юрьянской конференции удивительно смахивали на бумагу, подготовленную в недрах какого-нибудь районного орготдела.
Отводя 9 докладчикам-содокладчикам по 5-10 минут, регламент на все «выступления представителей общественности с примерами гражданских инициатив» (а их, сгрудившихся вдоль трех сторон столов, составленных в каре, было числом за 30) выделил 25 минут. Да еще на вопросы-ответы — 15 минут. Но зачем тогда здесь люди, кого, собственно, послушать-то собрались? Отчеты об успехах? Их знаем. Или высказать свои «от жизни» предложения и заявить высоким чинам о насущных проблемах и попытаться получить ответы? Именно это ведь обещалось в зазывной информации для СМИ: «Активистам региона представится редкая возможность презентовать свои инициативы первым лицам напрямую. Формат мероприятия … дает в режиме диалога свободно поговорить…, задать вопросы и получить обратную связь на месте».
Вот было выступление Тамары Ашихминой, члена ОП, председателя общественного совета при управлении Росприроднадзара и еще члена нескольких ОС, педагога высшей школы. «Когда мы не смогли решить вопрос расширения единственного нашего заповедника «Нургуш», мы вышли на Общественную палату». Вместе с членами ОП провели выездное заседание. Наглядно убедились, что не могут звери соблюдать границы заповедника. Он занимает 5 тыс. га, а вокруг еще 10 тысяч. Заповедник надо расширять. О том и написали письмо главе региона и в Министерство природных ресурсов заповедника.
Или взять ЕГЭ. Мы дезорганизуем нашу молодежь возможностью подавать документы сразу в три вуза. Причем разнопрофильные».
Презумпция всех и вся виновности
Но врио губернатора вместо ответа сказал следующее: «Хочу покритиковать. Работающие в Общественной палате, советах должны давать синергетический эффект. В пятницу был министр образования, встречались с ректорами. Вопросы поднимались какие угодно, но только не про ЕГЭ. Надо озвучивать проблему при любой возможности».
Этим правом на слово, похоже, и воспользовался общественник и юрист Антон Долгих.
«Истинная гражданская активность — это не ППМИ и «Народный бюджет». Видел я эти сходы и люди рассказывали, как они не могут отстоять свои инициативы. Вот с Домом культуры в Лузе приводил пример бывший губернатор. Как он стоял закрытым до ремонта, так на замке и сейчас. Значит, не то ремонтировали? А что это значит — люди не верят в выборы? Это же ужас! В Кирове вообще привыкли рот затыкать. Когда Никита Белых внес проект о приостановлении поддержки многодетных семей, то 10 человек, которые вышли на улицу, (хотя их поддерживали тысячи, но не вышли) власть бы не услышала, если не СМИ. ОЗС услышало. В итоге губернатор был вынужден отозвать свой проект».
Позднее Никита Белых довольно резко скажет, что речь шла о мерах социальной поддержки вообще. «Поверьте, я бы нашел возможность продавить, что нужно!».
А Долгих продолжил: «Я сколько раз пытался войти в разные общественные советы, рабочие группы, ответы же глупые поначалу, а потом отказ».
Никита Белых: «Можно прикрываться своей самобытностью, но ты тем самым делаешь хуже для дела. Кто захочет из органов власти видеть Долгих в общественном совете?. Потому что, если говорить о взаимном диалоге, то надо отказаться от подхода презумпции виновности».
Конкретное предложение, как «активничать», внес Сергей Косолапов, организатор известного уже на всю Россию «Ночного патруля». Один факт: смертность от пьяных за рулем за 2 года снизилась в Кирове в 6 раз. «Я предлагаю всем здесь сидящим каждую пятницу и субботу в 22.00 прийти к ГАИ и выйти в патруль. Никита Белых любит показывать дневную жизнь Кирова, а надо увидеть ночную. Потому как даже полицейские заканчивают патрулирование в 23 часа.
А больше всех от конференции, по мнению «Репортера», получила общественница Анна Шатунова. Хотя ее-то личной выгоды вовсе никакой. Она отстаивает сохранность парка у Дворца пионеров, даже «столкнувшись с гигантской чиновничьей машиной». «Когда я написала письмо в департамент культуры, что Дворец пионеров, числившийся в 90-х годах памятником, мне 28 декабря (!) 2013 года прислали ответ, что статус памятника присваивают только через 40 лет. В 2014-м эти 40 лет как раз исполняются. То есть такой циничный ответ пришел за 3 дня до события».
Только позднее Анне подскажут, и то опосредованно, что для получения пользы, надо активнее и сразу обозначить свое эго: вот мы такие, интересы стольких-то людей отстаиваем, хотим то-то и то-то!
Аню в конце концов уже на улице выслушал глава региона. Аня говорила спокойно, аргументированно. И Никита Белых предложил прислать ему свой проект.
Это если к вопросу диалога.
И к вопросу «городских сумасшедших». В обществе сложилось мнение, сказала Аня, если ты не ангажирован какой-то партией, тогда ты – городской сумасшедший. «Потому что нормальный человек не может любить свой город».
Вот такая конференция «сумасшедших», влюбленных в свою родину, получилась в Юрье
«Спасибо всем! - сказал в итоге секретарь Общественной палаты России Александр Бречалов. - Из всех регионов это было самое интересное и качественное обсуждение».
Александр Варанкин, "Репортер" |