К опасной пожарной обстановке в лесах добавилась новая беда.
В Афанасьевском, несмотря на дождь, прошедший вчера, и еще 12 районах Кировской области (Белохолуницкий, Богородский, Нагорский, Омутнинский, Слободской, Санчурский, Унинский, Фалёнский, Зуевский, Кикнурский, Тужинский, Опаринский) сохраняется 4 класс пожарной опасности. Так у местных лесорубов еще прибавилось проблем.
Теперь им нужно проверять вывозимую продукцию не только на наличие монохамуса и большого сосновоого лубоеда, но и на сибирского шелкопряда. Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике ввело карантин на территории всего региона.
В связи с наложением карантина по сибирскому шелкопряду на территории Кировской области лесопродукция при вывозе из карантинной зоны, подлежит обязательному фитосанитарному контролю (обработке) и должна сопровождаться карантинными сертификатами, предупреждают надзорные органы.
Россельхознадзор, сообщает ikirov.ru, настаивало на введении карантина по данному виду вредителя на протяжении последних двух лет. Еще в прошлом году оно установило, что очаги распространения сибирского шелкопряда располагаются в восьми районах области. Однако подкарантинную зону установили на территории всей области. «Это сделано, чтобы облегчить работу грузоотправителям, которые занимаются лесогрузоперевозками, а также, чтобы смягчить для них обстоятельства, которые затрудняют их работу по обследованию, установлению фитосанитарного состояния, - говорит Елена Мошанова, директор Кировского филиала ФГБУ «ВНИИКР». - Например, был выявлен очаг в Куменском районе. Тогда для отправки древесины в соседний район нужно было бы получать сертификат. А при объявлении карантина на весь регион передвижения внутри области остаются свободными».
Всем организациям при ввозе-вывозе подкарантинной лесопродукции с территории региона необходимо проводить обработку аэрозольным методом или газовым. Владельцам лесных насаждений нужно расставить феромонные ловушки, а также истреблять насекомых механическим способом и пестицидами.
Правда, уточняет ikirov.ru, лесники не верят, что угроза лесу действительно существует. «Проблема в том, что не очень понятно, за что собирают деньги. А деньги, которые лесники платят с каждой поставки своей за пределы области, непонятно куда уходят: их перечисляют в Москву и в наш бюджет, на борьбу с вредителем они точно не идут, - говорит Михаил Скворцов, генеральный директор ООО ПКП «Алмис», советник ВТПП по внешнеэкономической деятельности. - Кроме того, мы по-прежнему не уверены, что данные вредители действительно представляют опасность. Ведомство не убедило нас, что вредители есть, потому что жучки, которых у нас все время ищут, всегда были и будут, а опасны они только в период значительного роста популяции. У нас этого роста популяции нет, поэтому их существование и биоразнообразие на сегодня ведь нормальная ситуация».
Справка. Вред сибирского шелкопряда. Сибирский шелкопряд, обладая большой миграционной активностью, способен перемещаться на большие расстояния, нападает на здоровые деревья, нанося им физиологический вред. Объедает хвою, что является одной из причин ослабления и усыхания древостоя. Повреждённые сибирским шелкопрядом насаждения («шелкопрядники») в дальнейшем становятся очагами стволовых вредителей леса, в первую очередь чёрных хвойных усачей рода Monochamus, а также короедов, рогохвостов, златок. Тем самым значительно расширяется первоначальная зона усыхания древостоя, переходя на совершенно здоровые деревья. Для естественного восстановления леса в «шелкопрядниках» до первоначального состояния требуется более ста лет. |