И оставлены клады.
Паблик "Археологическая лаборатория ВятГУ" разместил публикацию газеты «Вятские губернские ведомости» от 10 января 1890 г. №3.
Публикация называется "Предания о разбойниках и кладах в Зюздинском крае *).
"Кроме берегов Камы (особенно при устье р. Белой) в Вятской губернии нигде столько не сохранилось разсказов о разбойниках и оставленных ими кладах, как в Зюздинском и Кайском краях. В Каю разбойничий промысел особенно развился в XVII в., благодаря близости этого города к трем самым бойким тогда дорогам северо-востока и значительной отдаленности его от Перми и Хлынова, а разбойничество Зюздинскаго края соединено с похождениями камских удальцов.
О разных местностях на р. Большом Колыче разсказывается следующее. О Климинском городище передается, что на нем существовало некогда дворище крестьянина Климы, державшаго у себя разбойничий притон для одной из шаек Ермака Тимофеевича.
На месте дворища указывается яма, про которую думают, что в ней скрыто много драгоценностей, главным образом различной церковной утвари; предполагается, что все эти вещи награблены в Казани и что они лежат под иконою Казанской Божией Матери, отложенной золотою ризою.
Были попытки добыть этот клад, но все кончилось неудачами, тем более, что по варианту предания атаман шайки вместе с сокровищами жил отдельно в другом месте.
Когда принялись преследования разбойников, их атаман, надев сапоги назад носками, бежал в Пермь. Передается, что лет 70 тому назад возле дороги из Лесновских починков (у которых расположено указанное городище) в Пермскую губернию стояла старая, огромных размеров сосна, а на ней была видна надпись, гласящая: «на это место выбежал из лесу атаман».
Предполагается, что скрыто несколько кладов на Карцевском городище. Клад, закопанный разбойниками, указывается около рч. Созими; находящаяся тут же старая дорога называется разбойничьей.
Между деревнями Русских и Носковой в болоте есть несколько веретей, приписываемых чучким людям; (на самом деле, конечно, естественнаго происхождения), на верху одной из них, имеющей красивую конусообразную форму, заметна ныне уже заросшая впадина, образовавшаяся от ямы, при помощи которой, по преданию, один кладоискатель нашел здесь корчагу с деньгами.
Другое предание говорит, что много лет тому назад близ дер. Носковой крестьянином Вас. Носковым, найден был котелок мелких продолговатых серебрянных монет около старицы на пустоши. Клад предполагает под большим сосновым пнем, находящимся в с. Христорождественском на восток от церкви, близ проезжей дороги.
По указанию крестьян этого села, вниз по Каме есть место в лесу, где прежде жили разбойники. Здесь будто-бы заметны остатки провалившейся избы или землянки, а под ними признается возможным существование «поклажи»; в окружающих соснах можно видеть несколько врубленных в них разбойниками ружей. Впрочем направлявшиеся на поиски землянки никогда не находил ее, а натыкающиеся на нее случайно уходили ни с чем, так как не могли добыть клада, не зная завета. Не смотря на такую таинственность невидимки-клада, всетаки признается достаточно достоверным, что оставившие его разбойники были переловлены во время отважнаго набега своего на Омутницкий завод.
Близ дер. Горт-Куш находится глубокий «тулец» (озерко), в котором задаром пропадают драгоценности, брошенныя туда спешно убежавшими из этой местности разбойниками. Около тульца пролегала в старое время очень удобная дорога, но следы ея совершенно затеряны, хотя крестьяне и пытались их разъискать. Передают, что одним крестьянином Христорождественскаго прихода в угоре близ р. Колыча найдена была кожаная рукавица, наполненная серебрянными монетами.
Вверх по рч. Зюзьбе, недалеко от дер. Кладова, высится крутой угор, на котором, по разсказам, жила разбойничья шайка. Разсказывается, что, окруженные казаками и поставленные в безвыходное положение, разбойники всетаки продолжали успешно держаться против них, так как были заколдованы от пулей и мечей. Тогда казаки придумали заделать их в бочки и скатили всех под гору в речке.
Сравнительное богатство довольно известных в Зюздинском краю крестьян Васильевых приписывается кладу, найденному их пределом Мироном Васильевичем в сосняке по рч. Даромахе, где он оставлен был жившими тут разбойниками.
Есть местности на самой Каме, замечательныя по преданиям о разбойниках и кладах. Так городище Цювулево названо по имени будто-бы жившаго когда-то на нем атамана разбойников Захара Цювуля.
В одной семье дер. Варанкиной (близ с. Афанасьевскаго) из рода в род передается разсказ о нападений на них двор разбойников лет 100 тому назад. Зная, что крестьянин этой деревни Кирилл человек зажиточный, разбойники забрались к нему в избу, в то именно время, когда ни Кири, ни других членов семьи не было дома, а домовничать оставалась одна одинешенька старуха Кириха. Не найдя денег, разбойники принялись за Кириху и пытками старались вынуть у нея указание на место, где они были спрятаны. Не стерпя мучений, старуха указала 17 золотых в голбце, но разбойникам этого было мало, и они продолжали ее пытать. Окровавленная и измученная женщина принуждена была дать нужные указания, и разбойники оставили ее. Пожалев свою истерзанную жертву, разбойники закололи овцу и стали покрывать старуху еще теплою шкурою, но в это время явились с ружьями казаки. Произошла схватка, кончившаяся тем, что часть разбойников была перевязана, а часть разбежалась. После того на дворе и особенно на гумне, чрез которое разбойники бежали, стали находить круглыя ядра, по свидетельству Кирихи те самыя, которыми стреляли разбойники и казаки. Этими ядрами еще недавнее время играли дети (вероятно, были шарики сферосидерита).
Оставленный разбойниками денежный клад указывают близ дер. Селезневской (у с. Воскресенскаго), по сю сторону волости (если идти из села).
Близ дер. Байкаловой, находящейся там же, в лесу над глубоким рвом указывают другой клад. Разсказывается, что один человек, даже имел в руках этот клад, но так как не твердо знал сего завета, то клад ему не дался и до сих пор продолжает поджидать счастливаго.
*) По материалам, даставленным А. П. Шатровым.
Недавно *) нами был приведен текст одной старинной записи на клад в Зуй-каре. Г. Шатров ныне пишет, что одном месте большой Чудской горы правой стороне, если идти на нее с Кая в полугоре, местными жителями до сих пор указывается клад. Здесь растет маденейшая, несколько кривая сосна, а одал от нея, аршинах в четырех, столь иструпевший пень до 1½ арш. В диаметре приметы в общем сходны с означенными в кладовой записи. Клад этот добыть нелегко, так как при попытках некоторых смельчаков подойти к нему в Иванов день, поднималась такая буря, что сосны клонились вершинами до земли, кладоискатели бывали вынуждены оставить свое предприятие.
Кто найдет подходящим для себя занятием отъискивание Зюздинских кладов, тому следует обратить внимание на клад в дер. Денисятской (около с. Георгиевская). Этот клад скрыт в угоре жившим когда зедесь богачом Денисом и так значителен, что его деньгами можно засыпать телегу с лошадью. Близ большой Чудской горы находится возвышение, носящее название «Поле на казармы». Крестьяне пересказывают, что на этой «казарме» жили разбойники, имевшие здессь какия-то деревянные постройки.
На рч. Лупье, впадающей в Каму след близ границы Глазовскаго уезда со Слободским, указывается разбойничье селище, расположенное на островке, по середине котораго заметны и следы провалившейся избы. По слухам, здесь в давнее время находились копья и мечи; найдено было также деревянное весло, совершенно иной формы, что их делают ныне. На островке попадаются также ядра сферосидерита, охотно приписываемые все тем же разбойникам".
А. С.
*) Новыя сведения по доисторической археологии Вятскаго края, стр. 44.
картинка |