Вчера сайт опубликовал, что "В Год предпринимателя власть одарит малый бизнес патентами с высокого потолка". Чтобы малый бизнес платил не по-малому, желает, как российское, и вятское правительство. К вдвое выросшим соцплатежам на Вятке добавляются и покупные патенты.Это предлагается проектом Закона Кировской области "О патентной системе налогообложения на территории Кировской области".
Сегодня публикуем точку зрения на этот проект предпринимателя и блогера из вятской глубинки Алексея Артемова (с сокращениями):
История налогов
Итак, для начала напомню, что когда-то, в 2008 году, через районные Думы всей Кировской области протолкнули порядок налогообложения ЕНВД (Единый налог на вмененный доход), при котором те предприниматели, кто принимает на работу людей, поставлены в зависимость от зарплаты своих работников. У кого среднемесячная зарплата работников менее прожиточного минимума, обязаны увеличить К2 при расчете налога в 1.5, как в Кирове, к примеру, или в 2 раза, как в Подосиновском районе.
Это привело к сокращению устроенных работников предпринимателей вне центральных поселков района, ведь заработная плата у них была не высокая. Чем переплачивать налоги, лучше работать нелегально.
Следующей заботой нашего Президента о малом бизнесе было резкое повышение в 2011 году ставки взносов в пенсионный и другие фонды России, в результате которого вместо 14% на фонд заработной платы, предприниматели стали платить 34% (ой, добрые - добрые правители наши по щедрости своей снизили его до 30%!, на некоторое время).
Количество работников, официально устроенных у предпринимателей "почему-то" еще сократилось, а у тех, что остались числиться почему-то снизилась зарплата.
Патентная система
С 1 января изменяется НК РФ (Налоговый Кодекс). В нем сильно видоизменяется патентная система налогообложения и странненько исчезают различные льготы как то: - с 2013 года уже нельзя будет часть суммы оплаченного страхового взноса зачесть в счет уплаты стоимости патента (в этот год можно зачесть до 2/3 стоимости) - сумма патента уже не зависит от условий местности, экономической ситуации и прочих факторов местности
Так, в проекте закона, который представлен в ЗакСО Кировской области уже нет, как в Законе области от 12 ноября 2008 года №308-ЗО зависимости от количества жителей региона, где мы занимаемся предпринимательской деятельностью
С 2009 года, к примеру, размер возможного к получению годового дохода по основным бытовым услугам колебался от 225000 руб. для Кирова до 22500 руб. для населенных пунктов Кировской области с численностью жителей до 1000 человек.
С 2013 года по бытовым услугам минимальный потенциально возможный доход установлен в сумме 100000 руб. (стоимость патента в год 6000), но с возрастанием численности нанятых работников стоимость патента возрастает в 1,5-10 раз в зависимости от количества работников.
Но я сильно удивился, увидев цифры возможных доходов, например для магазинов (с торговыми площадями). Удивился - мало сказать. Я долго не мог понять логику того, как эти цифры высчитывались. В моем мозгу, сильно измученном в Вятской сельскохозяйственной Академии высшим экономическим образованием, все время была мысль о "научном подходе", о "здравом смысле", о "статистических данных" и т.п. Все оказалось намного проще. В пояснительной записке, представленный с законопроектом заместителем председателя Правительства Кировской области Г.Н.Мачехиным, я увидел простые для понимания слова "нагрузка по Патентной системе приравнивается к налоговой нагрузке по ЕНВД"
Ну, я-то человек не глупый, я-то знаю, что базовая доходность - это указанный законодательством ПРЕДЕЛ, который могут заработать предприниматели за налоговый период, который потом корректируется на коэффициенты К1 и К2. К1 отбрасываем для сравнения поскольку этот показатель применяется в обоих системах аналогично, увеличивая базовую доходность на коэффициент-дефлятор. Коэффициент К2 устанавливается местным законодательством и может варьироваться от 0,005 до 1%. Мне все проверять не очень-то охота, а потому обратил внимание на тот вид деятельности, которым занимаюсь - розничная торговля в магазине с торговым залом до 50 м.кв.
Базовая доходность по ЕНВД составит в этом случае на год 1800*50кв.м.*12мес.*К2 = 1080000 * К2
Но, что интересно, те, кто мыслит здраво, рядом с циферкой базовой доходности видит какой-то коэффициент К2, который как-бы, вроде-бы, должен менять сумму вменяемого дохода? Это мы! А вот Правительство взяло, да поставила в проект закона ВСЮ сумму. Т.е. владелец магазина (а такие маленькие магазинчики сейчас как раз и популярны в малом бизнесе) предположительно должен получать доход 1 миллион 80 тысяч рублей в год, или 90000 в месяц, т.е. при работе без выходных 3000 руб. в день. Это, подчеркну, не выручка, это ДОХОД, т.е. выручка минус все затраты (зарплата работникам, налоги на зарплату, электричество, аренда, транспорт, отопление......). Рекомендую просто зайти на полчаса в любой такой магазин и постоять, посмотреть, понаблюдать. И напомню, что это магазин по площади до 50 м.кв. (50 и менее) После этого Вы поймете на сколько здраво мыслят в Правительстве Кировской области.
Кстати, сейчас при вмененке (ЕНВД) самые высокие коэффициенты в городе Киров. Так вот, К2, к примеру для магазина непродовольственных товаров, не реализующих спиртягу или ювелирные изделия, равен 0,35, а у нас, в Подосиновском районе, такой коэффициент равен 0,18
Почувствуйте разницу теперь между возможностью применения "патента" или "вмененки" с учетом того, что: - за патент 1/3 придется заплатить сразу, а по вмененке - по окончании налогового периода (квартала) - а стоимости патента нельзя учесть суммы взносов в ПФ РФ, а вмененщикам можно до 50% суммы налога
...
Есть подозрение, что этот документ будет использован для депутатов, чтобы у них "выбить слезу" - все же так мало платят: кто 200 руб в год! кто - 900!!! Не то чтобы правда!
После повышения показатели К2 в Подосиновском районе будут близки к показателям Кирова. А еще показатель может увеличиться если вдруг предприниматель в среднем заплатит работнику менее минималки в 2 раза, а вот в Кирове только в 1,5!
Взносы с индивидуальных предпринимателей
Про страховые взносы в Пенсионный фонд и фонды медицинского страхования для "самозанятых" (так называют в том числе и индивидуальных предпринимателей), разговор вообще особый. До 2009 года были фиксированные платежи. С 2010 года такие платежи уже не фиксированные, они рассчитываются в зависимости от размера МРОТ (минимального размера оплаты труда), который, собственно год от года устанавливается все выше и выше. в 2008 - 2576,00 руб. в год в 2009 - 4850,00 руб. в год в 2010 - 12002,76 руб. в год в 2011 - 16159,56 руб. в год в 2012 - 17208,25 руб. в год - это при размере МРОТ равным 4611 руб. И сумма эта без платежа в ФСС РФ (Фонд социального страхования), который платиться по желанию в размере 2,9% (1605 рублей)
Просто ПРЕКРАСНО !
В 2013 году МРОТ будет ориентировочно до 5205 руб (законопроект об этом уже внесен в ГД РФ и принят в первом чтении), т.е. суммы взносов для ИП и так увеличились бы до 19,5 тыс. руб., но... ... но Вы ведь помните, что Президент обещал обратить пристальное внимание на малый бизнес, а потому в Государственной Думе уже прошел первое чтение законопроект, по которому будет поэтапное увеличение взносов в фонды (это кроме повышения размера МРОТ), т.е. как это выглядит по годам: в 2012 - Размер страхового взноса = 1,0 * МРОТ * тариф * 12мес в 2013 - Размер страхового взноса = 2,0 * МРОТ * тариф * 12мес в 2014 - Размер страхового взноса = 2,5 * МРОТ * тариф * 12мес в 2015 - Размер страхового взноса = 3,0 * МРОТ * тариф * 12мес При принятии данного закона уже в 2013 году ориентировочная нагрузка на ИП вырастет не до 19,5 т.р., а до 38-39 тыс.р. А учитывая то, что рост МРОТ составляет примерно 13%, то в 2015 году, возможно, предприниматели будут платить только взносов в фонды около 75 тыс.руб. (примерно 2/3 размера пенсии в 2012 году)
Каков вывод?
А можно долго и нудно писать о выводах, дальнейших перспективах и т.п. Только это все ни к чему. Любой предприниматель скажет Вам вывод: количество бюджетников увеличивается (и отнюдь не из-за роста числа врачей и учителей), их зарплата растет не по дням, а по часам. Кому же их кормить, как не предпринимателям?
Есть, конечно, и другие источники: взыскать задолженность с наших районных постоянно обанкрачиваемых предприятий, привлечь к уплате налогов тех, кто вообще не зарегистрирован, или трудиться нелегально, отобрать у Сердюкова, в конце-концов и не только у него. Но ведь это сложно! А тут... Услышит ли нас власть?
|