Не успели кировские телевизионщики поудивляться афанасьевской "доступностью" медпомощи, как им поведали о новом чуде. О зюздинских кладах.
В Санкт-Петербурге в Эрмитаже в разделе "Иранское искусство" хранятся серебряные чаши и блюда 7-8 веков, которые были найдены на территории Афанасьевского района. При этом точно установлено, что серебро было привезено на Вятскую землю из Ирана, сообщает ГТРК "Вятка". А телевизионщикам о том поведал сотрудник Афанасьевского краеведческого музея Павел Харни.
Всего в Афанасьевском районе с 1927 года было найдено семь кладов "восточного серебра". В основном, посуда иранского, византийского и греческого происхождения. Самый древний предмет - блюдо с изображением сцен охоты иранского царя Шапура II на львов - примерно 320 год нашей эры. На сегодняшний день это блюдо - один из самых ценных экспонатов в эрмитажной коллекции Иранского серебра. Находки кладов азиатского происхождения в Афанасьевском районе историки объясняют обширными торговыми связями наших далеких предков.
«В средневековье, то есть, примерно тысячу-полторы лет назад, - рассказывает Павел Харин, - в нашем крае осуществлялись торговые взаимоотношения местных племен охотников и рыболовов с приезжими купцами, которые осуществляли обмен пушнины на серебро, серебряной посуды с художественной обработкой из ближней и средней Азии».
За прошедшие века, найденные здесь клады, породили множество преданий, которые передавались из поколения в поколение.
Воочию клады, сообщал как-то "ПА", редко кто видел. Не потрогать было их и сейчас. Все местные клады давно в музеях больших городов. Однажды Вятка даже обиделась на упрек из Афанасьева. Мол, себе забрали, а местный музей безо всего оставили. Но теперь появились хоть фотоснимки части того, что некогда в афанасьевской земле сокрыто-зарыто было.
Павел Харин уже рассказывал на "ПА" о кладах. Например, о двух блюдах из зюздинских кладов.
В 1927 г. пастушонок из д. Турушево Бисеровской волости провалился ногой в яму на опушке леса. Разрыв её, он достал серебряное ведро, в котором находился клад из серебряной посуды и украшений. В состав его входило 2 иранских блюда, 2 византийских блюда, 2 среднеазиатских серебряных светильника и несколько серебряных шейных гривен.
Клад был передан в Эрмитаж, где и находятся до сих пор. Особенной известностью пользуются иранские блюда с сюжетами из сасанидского эпоса. На одном из них (VII-VIII вв.) изображена охота царевича Бахрам Гура (будущего царя Варахрана V) на газелей, отраженная в мифологии и впоследствии воспетая в бессмертном творении великого персидского поэта Фирдоуси "Шахнаме".
Кстати, турушевский клад приписывают Ермаку. А на месте найденных сокровищ из Ирана, на городище Шудьякар - «вот здесь, вот в самой низине частенько и встречают ту самую белую лошадь, которая скачет по ночам"...
|