До запуска реформы у Кировской области осталось меньше 5 месяцев, но даже рабочую «реформенную» группу исполнительная власть создавать не спешила
В Кировской области началась подготовка масштабной муниципальной реформы, сообщает Законодательное собрание. Ее старт дал принятый в мае 2014 года федеральный закон, внесший изменения в 131-ФЗ.
Принятые поправки предоставили субъектам Российской Федерации право законодательно определить систему формирования органов власти на уровне муниципальных образований. А также то, кто будет исполнять полномочия, которые переданы муниципалитетам. На уровне сельских поселений оставлен лишь минимальный перечень из 13 полномочий. Все остальные – около 70 полномочий – законом области должны быть отнесены на районный, региональный уровень или оставлены на уровне сельских поселений.
1 января 2015 г. региональные поправки должны вступить в силу. То есть в распоряжении у области осталось меньше 5 месяцев.
1 августа на координационном совещании у главного федерального инспектора по Кировской области Андрея Чечеватова было решено в первой декаде августа провести организационное заседание рабочей группы. И она, по словам представителей областного Правительства, была сформирована распоряжением и.о. губернатора. Но ни председатель Законодательного Собрания Алексей Ивонин, ни председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению Михаил Лихачев, присутствовавшие на том совещании подобного распоряжения в установленный срок не увидели. Хотя и дали свои предложения о том, какие вопросы должны быть решены на первом заседании рабочей группы.
.
Первое заседание рабочей группы состоялась 11 августа.
«То, как создавалась рабочая группа, - говорит Михаил Лихачев, - свидетельствует о нерасторопности региональных чиновников. Ещё в июне Законодательное Собрание обратилось в Правительство области с предложением сформировать её на паритетных началах с включением в состав конкретных депутатов – представителей всех фракций. На координационном совещании у ГФИ было объявлено, что рабочая группа создана, мы запросили в Правительстве документ, подтверждающий факт её создания и состав.
Копия распоряжения Председателя Правительства Кировской области «О создании рабочей группы» от 08.08.2014 № 111-пр поступила в ОЗС только 14 августа. В рабочую группу вошли не все предложенные Законодательным Собранием областные депутаты. Кроме того, включенными оказались не все депутатские фракции.
В итоге 12 августа в заседании рабочей группы, созданной при Правительстве области, смогли принять участие только мы с Сергем Полушиным. Также выяснилось, что предложения по законопроекту, высказанные депутатами на координационном совещании у ГФИ, не вошли в протокол».
Напомним, муниципальная реформа вначале предполагает изменить систему формирования органов местного самоуправления.
«Позиция нашего комитета, - продолжает Михаил Валентинович, - здесь однозначна: прямые выборы глав и уход от двоевластия. То есть глава города или района избирается населением и совмещает эту должность с должностью главы администрации. Председатель же думы пусть работает на общественных началах».
Точки зрения законодателей и исполнительной власти теперь совпадают. Кстати, раньше Никита Белых заявлял, что решать вопрос о «двоеглавии» - это прерогатива самих муниципалитетов. И в ОЗС тоже, между прочим, так толковали еще меньше года назад: «Решать как, сколько и какую власть избирать - это функции местного самоуправления. Любая районная дума вправе это принять, изменив свой Устав»
Похоже, нет разногласий между исполнителями и законодателями в нежелании делить город Киров на внутренние муниципальные образования. То есть создавать четыре районные думы, четыре бюджета, иметь четырех глав и четыре администраций.
«Разногласия начинаются, когда речь заходит о второй части реформы, - говорит Лихачев. - Мы настаиваем на том, чтобы исполнительная власть чётко просчитала, сколько стоит каждое из полномочий, которые предстоит делить между сельскими поселениями, районами и региональным бюджетом. В Правительстве говорят: какая разница, денег-то всё равно больше не будет, чего и зачем считать! Мы прекрасно знаем, что в консолидированном бюджете больше доходов не будет, но сегодня нет элементарного понимания о реально требуемых расходах на реализацию законодательства о местном самоуправлении!
Без ответа на главный вопрос – финансовый – нам, представителям депутатского корпуса, предстоит к 21 августа дать конкретные предложения по трем перечням полномочий – сельских поселений, районов и областной. Уверен, составив «дорожную карту» законопроекта в июне, к августу мы уже получили бы ответ на этот вопрос и дали бы сегодня взвешенные рекомендации».
Но собрать профильный комитет в августе невозможно. Идут депутатские каникулы. Началась избирательная губернаторская кампания.
«Но исполнительная власть уверенно заявляет, что в сентябре законопроект будет принят в первом чтении, в октябре – во втором. То есть работа только в начальной стадии (потеряны два с лишним месяца), а мы уже знаем, когда примем закон (без «дорожной карты»)!
Остается выразить озабоченность таким подходом. Только в конце августа пройдет заседание правления ассоциации «Совет муниципальных образований», и мы надеемся на выработку единой позиции глав муниципалитетов. Однако интересно и мнение самих районных дум, активных представителей общественности и населения на местах!
Очень надеюсь, что удастся в конце концов найти взаимопонимание, и тогда мы сумеем соблюсти сроки, установленные на федеральном уровне», - заключил Михаил Лихачев.
Фото zsko.ru |