В течение трех лет в Афанасьевском районе предполагается реорганизовать 1 среднюю школу в основную, 1 основная школа будет ликвидирована.
Управлением образования Афанасьевского района разработан проект создания муниципальной сети общеобразовательных учреждений на 2013 -2017 годы.
Сегодня сеть школ Афанасьевского муниципального района представлена: 6 средними, 9 основными, 5 начальными школами. Кроме того, функционирует школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья. 29 % школ размещаются в типовых зданиях в кирпичном исполнении. 0,43 –это доля школьников, обучающихся в зданиях, которые полностью соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов – это средняя общеобразовательная школа с УИОП пгт Афанасьево. В 2013-2015 годы планируется проведение капитального ремонта опорных (базовых) школ – СОШ с. Гордино, СОШ с. Бисерово, значит доля школьников, которые будут обучаться в зданиях, отвечающих современным требованиям увеличится. В общеобразовательных учреждениях района организовано профильное обучение и предпрофильная подготовка. Преобладающей моделью реализации профильного обучения является внутришкольная профилизация. В 6-ти муниципальных средних общеобразовательных школах функциони-руют профильные группы и классы. В общеобразовательных школах Афанасьевского муниципального района трудятся 434 педагогических работников. В последние годы сложилась стабильное положение по числу учителей, имеющих высшее образование, аттестованных педагогических работников на вторую, первую и высшую квалификационные категории. Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими соответствующую квалификацию по каждому из предметов базисного учебного плана в целом соответствуют требованиям. Дополнительное образование района представлено 3 учреждениями: детско – юношеская спортивная школа, Дом детского творчества, детская музыкальная школа.
Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть единого образовательного процесса призвано обеспечивать профессиональную успешность личности. С этой целью проводится работа по всем направлениям деятельности детско – юношеской спортивной школы, Дома детского творчества, детской музыкальной школы. Особого внимания требует ситуация в сфере реализации права на образование детей из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов. В рамках реализации одного из направлений приоритетного национального проекта «Образование» «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов на 2009-2012 годы».
3 учащихся школ района с ограниченными возможностями здоровья и не имеющие противопоказаний для работы с компьютером, получили возможность обучаться дома дистанционно. Обучение проводится преподавателями Дистанционного центра г. Кирова через компьютеры, установленные в семьях детей-инвалидов. Дети и их родители также проходят соответствующую подготовку. Вся необходимая компьютерная техника, цифровое учебное оборудование, программное обеспечение, адаптированные с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов, включая доставку оборудования и пусконаладочные работы, пользование Интернетом, бесплатные. В 2007-2009 годах активизировалась работа по созданию современных условий в ОУ. В рамках одного из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» «Информатизация образования» была решена проблема технической поддержки ОУ модернизированным компьютерным оборудованием нового поколения. В 2012 году компьютерный парк ОУ составляет 289 компьютеров. Общеобразовательные учреждения Афанасьевского района обеспечены современной компьютерной техникой. На 1 сентября 2012 года: - все средние, основные и начальные школы оснащены современной компьютерной техникой; - нагрузка на 1 компьютер современной модификации составляет 4 человек; - обеспечено широкополосным доступом к сети Интернет 100 % школ. На сегодня все школы обеспечены принтерами, сканерами. Во всех общеобразовательных учреждениях имеется электронная почта, установлены лицензионные компьютерные программы. Появление многопредметности в школах послужило созданию перегрузок учащихся и значительному снижению числа практически здоровых детей. Поэтому ведущей задачей, стоящей перед педагогическими коллективами образовательных учреждений, является сохранение здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся через организацию здорового питания, физическое развитие детей являются приоритетными направлениями и необходимой гарантией успеха всех социальных и экономических реформ. В районе реализуется целый ряд мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей: организация горячего питания, медицинское обслуживание, спортивные занятия, организация летнего отдыха. Демографический прогноз численности детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно в районе по данным отдела государственной статистики показывает, что численность обучающихся остается стабильной. Прогноз развития сети общеобразовательных учреждений Афанасьевского района (2012-2017 годы) Наблюдается стабилизация контингента обучающихся школ в 2012 году(1671 учащихся), 2013 году , 2014году. С 2015 года (1698 учащихся), 2016 год (1745 учащихся) наблюдается рост рождаемости и рост контингента обучающихся. С 2012года по 2016 год увеличение на 74 обучающихся. Кроме того, контингент обучающихся С(К)ОШИ д. Аверины сохраняется. Транспортная доступность Территория Афанасьевского района не обеспечена сетью дорог с твердым покрытием до каждого населённого пункта, имеющего общеобразовательное учреждение, что не позволяет решить проблему доступности качественного образования школьников независимо от места проживания. В прошедшем учебном году подвоз школьников осуществлялся в 5 школах. В 2006, 2007, 2008 годах в рамках реализации областной Программы «Школьный автобус» для подвоза учащихся приобретено за счёт бюджета РФ и области для нашего района 6 автобусов. В 2012 году для подвоза учащихся в район поступил ещё 1 автобус. Изменение сети образовательных учреждений Для обеспечения доступности качественного образования, сокращения учащихся на старшей ступени, отсутствия детей дошкольного возраста в некоторых населённых пунктах в Афанасьевском районе проводится реструктуризация сети школ. В соответствии с проведенным анализом в течение 3-х последующих лет предполагается реорганизовать 1 среднюю школу в основную, 1 основная школа будет ликвидирована. 2013 год Изменение статуса ОУ 1.Основная общеобразовательная школа д. Езжа 2015 год Изменение статуса филиала 1.Филиал МКОУ СОШ с. Гордино - «ООШ с. Верхнее Камье» изменит статус основной школы на начальную. В рамках образовательного пространства Афанасьевского района на каждой ступени образования обеспечивается достаточно широкий спектр образовательных услуг, но имеется ряд объективных факторов, которые нарушают его целостность и единство: 1. Значительная пространственная удалённость учреждений. 2. Транспортная недоступность – грунтовые дороги. 3. Все сельские школы расположены в населённых пунктах с низким уровнем социально-экономического развития. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений предполагает изменение ее в целях повышения качества образования за счет более эффективного использования кадров, материально-технических, финансовых и управленческих ресурсов всех общеобразовательных учреждений района на основе концентрации и кооперации, доступности. Для решения указанных выше проблем и создан Проект муниципальной сети образовательных учреждений Афанасьевского района на 2013-2017 гг. Основной целью Проекта является создание необходимых условий для достижения нового, современного качества общего образования и активного сетевого взаимодействия образовательных учреждений, выравнивания возможностей доступа всех школьников к получению качественных образовательных услуг и эффективного использования кадровых, финансовых, материально-технических и управленческих ресурсов. Основные принципы Проекта 1.Обязательное сохранение в сельской местности начальных школ (1-4 классы); 2.Сохранение средних общеобразовательных школ при условии наличия не менее 1 класса в параллели средней численностью не менее 6 обучающихся в классе (для сельской местности); 3.Наличие не менее 2 классов в каждой параллели 1- 11 классов и средней наполняемостью не менее 23 обучающихся (для городской местности). Особая роль отводится опорным школам. Опорные школы – это школы, реализующие программы общего образования, осуществляют информационную и методическую помощь другим сельским школам. Данная модель позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся кадровые и материальные ресурсы для повышения качества образовательного процесса. Опорные школы района выполняют функции школьных образовательных округов. Индикатором состояния системы общего образования в районе являются показатели сети учебных заведений: 1) численность учеников на одного учителя (город / село) 2) средняя наполняемость классов (город / село) Количество учеников в школах и наполняемость классов в них влияют как на эффективность использования ресурсов, так и на результаты обучения. Эффективность расходования бюджетных средств является одной из характеристик эффективности реализации проведённых мероприятий. Для эффективного использования бюджетных средств в районе проведена реорганизация образовательных учреждений и открытие филиалов – это Средняя общеобразовательная школа с. Бисерово и её филиалы ООШ д. Архипята, ООШ с. Савинцы; Средняя общеобразовательная школа с. Гордино и её филиалы НОШ д. Васёнки, ООШ с. Верхнее Камье; Средняя общеобразовательная школа с. Пашино и её филиал НОШ п. Камский. 2. Школы и дошкольные группы в школах. В 13 школах 14 дошкольных групп: cредняя общеобразовательная школа с. Бисерово - 4 группы (2 группы в школе, 2 группы в филиалах) средняя общеобразовательная школа с. Пашино -1 группа основная общеобразовательная школа д. Слобода - 1 группа основная общеобразовательная школа д. Ванино -1 группа основная общеобразовательная школа д. Кувакуш -1 группа основная общеобразовательная школа д. Пура -1 группа основная общеобразовательная школа п. Томызь -1 группа начальная общеобразовательная школа д. Верхняя Тимофеевская - 1 группа начальная общеобразовательная школа д. Жарковы -1 группа начальная общеобразовательная школа д. Ожегино -1 группа начальная общеобразовательная школа д. Шердынята -1 группа Это позволяет сохранить образовательные учреждения самостоятельными юридическими лицами, а это достаточное нормативное бюджетное финансирование, которое предусматривает фактическую потребность по фонду оплаты труда и расходы на материальное обеспечение образовательного процесса.
Муниципальная сеть общеобразовательных учреждений Афанасьевского района на 2013-2017годы
2013год | 2014год | 2015год | 2016год | 2017год | 21 ОУ | 21 ОУ | 20 ОУ | 20 ОУ | 20 ОУ | СОШ -5 ООШ -10 КОШ -1 НОШ- 5 | СОШ -5 ООШ -10 КОШ -1 НОШ- 5 | СОШ -5 ООШ -9 КОШ -1 НОШ- 5 | СОШ -5 ООШ -9 КОШ -1 НОШ- 5 | СОШ -5 ООШ -9 КОШ -1 НОШ- 5 |
Ожидаемые результаты 1.Сохранить количество образовательных учреждений. 2.Сохранить сеть образовательных учреждений оптимальной. 3.Сохранить начальные школы при минимальном контингенте учащихся. 4. Изменение статуса образовательных учреждений: реорганизация средних школ в основные, основных школ – в начальные. 5.Интернаты при школах должны соответствовать современным требованиям, хотелось бы решить вопрос о строительстве новых зданий интерната МКОУ СОШ с УИОП пгт Афанасьево, МКОУ СОШ с. Гордино, МКОУ СОШ с. Бисерово, МКОУ СОШ п. Бор. 6.Необходимы автобусы для подвоза обучающихся. 7.Требуется решить вопрос и по дорогам. Дороги района должны быть в надлежащем состоянии. |