Человеком марта назвал влиятельный вятский журнал "ТДТ" - "журнал для тех, кто принимает решения" - жителя Афанасьевского района Сергея Бузмакова. Обычного парня, который вытащил из горевшей машины такого же как он обыкновенного водителя.
На суд Экспертного совета журнала, а в него в большинстве своём входят руководители областных СМИ (см. ниже), были представлены вятские и столичные политики, выдающиеся спортсмены (см. далее фотокопию списка номинантов). Но эксперты решили, что "главы городов приходят и уходят, а простой человеческий подвиг остается".
Наш сайт уже рассказывал о подвиге Сергея. Но, думается, в преддверии Дня Победы будет нелишним напомнить еще раз: отцы и деды наши - великие Победители завещали нам превыше всего ценить простую человеческую жизнь.
Вятский парень с большой дороги
Он не хотел ехать в тот день, 15 марта: предчувствие нехорошее… Но начальник приказал. Или судьба. Не догони Сергей ту фуру, кто знает, остался ли в живых водитель лесовоза, в которого врезался «американец», вспыхнувший факелом.
А только успел приехать домой, как пришлось спасать еще одну жизнь…
«Зачем вам моё имя? Люди начнут языком чесать»
Земляки не узнали бы о поступке Сергея Бузмакова. 29-летнем водителе уазика-«буханки» Афанасьевского филиала «Кировлесцентра». Таких парней за баранкой только мимо его родного поселка по трассе Киров-Пермь за сутки тысячи три проезжает. Но вмешалась несправедливость.
Утром мне позвонили и упрекнули: че это у тебя на сайте нету ни фига про вчерашнюю аварию под Черной Холуницей? А у меня фотки есть! Как там горело! - и бросили трубку. Про Серегу ни слова.
А уже днем по Сети пошло: страшная авария.
«В 14 часов 45 минут на 131 км автодороги Киров-Пермь водитель грузового автомобиля «Фредлайнер» выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с грузовым автомобилем УРАЛ …произошло возгорание транспортных средств. Водитель автомобиля «Фредлайнер» погиб, водитель автомобиля «УРАЛ» получил травмы».
«Водителя лесовоза спасли его друзья, следовавшие колонной за его машиной. Они вытащили его из кабины. Водитель «Фредлайнера» сгорел заживо».
«По информации начальника пожчасти, благодаря чернохолуницким пожарным удалось спасти водителя лесовоза – его вытащили из горящей машины».
Вечером позвонили уже в дверь. Стоят два парня. «Неправда это, что пишут», - по-приятельски мне один. – Вот он, - показал на невысокого в очечках, кряжистенького спутника, - сам все тебе расскажет». Тот смущенно: «Вы извините, дома никто не знает, но несправедливость эта...»
«За кабиной уже горит. Я в неё. Терпи, ору»
- Мы ехали за той фурой. Возвращались из Кирова. Было 5 или 10 минут четвертого. До Черной оставалось километра 3-4. Думаю, сейчас после речки, её обгоню. Там склон. Фура уже ушла вниз, исчезла из поля зрения, я только на гребень - вдруг хлопок.
Смотрим, а большегруз ушел на левую полосу и врезался во встречную машину. Это был "Урал"-фискарс. Лесовоз лежал на правом боку, его движок улетел чуть не в лесок. А фура вспыхнула на наших глазах. Мгновенно. Как будто у неё не дизель, а бензиновый двигатель.
Я по тормозам и побежал к месту аварии. Смотрю, мне навстречу бежит водитель другого лесовоза. Мы скорее к "Уралу" - в фуру-то уже было бесполезно... В кабину залез - живой водитель! Ему лет 50 примерно. Давай тащить, а его зажало - весь же перед вошел в кабину. "Терпи! - ору. - Счас полыхнет". Вытащили. У водителя, его Валерой все напарник, другой лесовозник, называл, оказалось сломано бедро.
Только оттащили немного от машины - минута-полторы и "Урал" вспыхнул.
Где, какие пожарные?! Народ, особенно дальнобойщики, вообще матерились: мол, хрен кого дождешься!
«Да что за день такой?»
Только спасательские дела Сергея на те сутки еще не закончились.
Потратив несколько часов на протоколы гаишников, питие валерьянки – сердце у Сергея без того не шибко крепкое, наследственное: «батя за рулем умер» - и остаток дороги, поздно вечером прибыли в Афанасьево. Темень. Высадил пассажира на центральной улице. Стал разворачиваться. Вдруг свет фар выхватил на обочине сваленный воз горбыля.
- Гляжу, что-то странное под досками. По тормозам, выскакиваю – бабка лежит в снегу. С дороги да в темноте не разобрать прохожему. Стал тормошить – ни звука. Лицо тронул – холодная совсем. Но тихонько дышит. И перегар. В больницу, полицию? Дежурному позвонил, тот: вызывай «скорую». На «скорую», там: подождите. Какое ждать?! На улице уже под 20 мороза! Погибнет же старушка. Да что за день такой? Давай затаскивать бабку в машину. Привез на «скорую».
«Вечно тебя куда-нибудь суёт»
Лена, жена Сергея, только и глянуть успела на вернувшегося из рейса мужа, как тот быстрее обнял её, боясь расспросов. Быстрее сам о более важном, о единственно важном. О любви к ней. И к пятилетней Анютке. Лишь потом: да нормально все, ну, случилось на дороге ДТП. Не со мной. Успокойся. Только ты родным не говори. Маме я потом расскажу.
А у Лены в груди ходуном. Ведь недавно совсем Сережка её ( больше некому, как оказалось опять, хотя рядом и мужики из только что веселой компании, и полиция) вытаскивал из машины друга детства. Друг Чечню прошел, солдат устал так жить. И из ружья в себя.
Жизнь по отцу
А Сергей строит жизнь. По отцу строит. Тот первым в районе открыл рейсы на Москву с лесом. Федералки еще этой асфальтированной не было. Это он, простой водитель Виктор Аркадьевич, стал позднее начальником дорожной ПМК. Это он посадил Сережку за руль своего редкого тогда еще «Москвича» и сказал: «Не съедешь с места с третьего раза, за руль больше не пущу!». Сергей поехал со второго раза…
И еще Сергей Бузмаков, намотав между Кировом и Пермью годы, особо запомнил одну свою дорожную аварию в Пермском крае, куда вятское молоко возил. Сломался под Карагаем. Долго стоял. Нет помощи. Нечем подсобить против неладного маслонасоса. Начал замерзать. Уже жег автопокрышки, собранные с обочин. Тоскливая осень… Едет на старенькой легковушке пожилой дядька. Остановился. Спросил. Достал диковинную рацию (мобилок еще не было), позвонил сыновьям. Те приехали. Подцепили. Привезли к себе. Отогрели, накормили, отремонтировали. «Вы понимаете, он денег с меня не взял?! У него 19 детей в семье! Все из детдома. Вот есть какие люди!». Помолчал. «Я к одному потом: «Почему не помог?» Тот: боюсь. И мне страшно было. Очень. Но на дороге многие готовы помочь». Опять помолчал. «Интересно, как здоровье сейчас у того водителя…».
Александр Варанкин,
редактор сайта «Планета Афанасьево»