Регионы повсеместно завышают кадастровую оценку земель, чтобы увеличить сборы земельного налога, но при этом необоснованно снижают ее почти до нуля для нельготных категорий налогоплательщиков.
В результате некоторые группы могут обнулить свои налоговые обязательства, в то время как налог для пенсионеров, владеющих скромными земельными участками, уже превысил их пенсию. Соответствующий вывод содержится в отчете Счетной палаты, которая провела выборочную проверку результативности администрирования земельного налога в российских регионах.
«Как видно из итогов проведенной в 2013 году государственной кадастровой оценки земель в Московской области, стоимость земельных участков существенно возросла. Так, средние значения удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов по г. Химки, г. Котельники, г. Балашиха, г. Королев превышает 5 тыс. рублей за 1 кв. м (ранее — 3 тыс. рублей. — «Известия»). Так, участок в 10 соток в данных муниципальных образованиях имеет кадастровую стоимость около 5 млн рублей и при ставке земельного налога 0,3% сумма налога составит 15 тыс. рублей,
что превышает среднемесячную пенсию по Московской области
на 3 тыс. рублей», — отмечается в отчете.
Зато для нельготных категорий налог был снижен муниципалитетами. Всего в 15 муниципальных образованиях Московской области установлена пониженная ставка налога
в отношении автостоянок, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, гостиниц, офисных зданий делового и коммерческого назначения.
При оценке земельных участков на продажу такого роста «рыночной» стоимости не наблюдается. Более того, участки продаются значительно дешевле, чем они оценены в кадастре. Так, администрацией Красногорского муниципального района Московской области с 2012 года по 31 октября 2014 года заключено 920 договоров на продажу земельных участков общей площадью 407,9 га. Стоимость продажи земельных участков определялась в соответствии с отчетами оценщиков, однако при выборочной проверке выяснилось, что большая часть участков были проданы в пять и более раз ниже их кадастровой оценки.
Всего, по данным Росреестра, в комиссии о рассмотрению споров в 2012 году поступило 1351 заявление о пересмотре кадастровой стоимости, в 2013 году — 3953 заявления, из которых было рассмотрено положительно в отношении заявителей 1242 заявления (92%) и 3115 (79%) соответственно.
Определение кадастровой стоимости в рамках государственной кадастровой оценки осуществляют независимые оценщики, которых на аукционах выбирают региональные и местные власти.
По мнению Счетной палаты, для упрощения администрирования земельного налога, а также для установления экономически обоснованных налоговых ставок нужно утвердить на законодательном уровне нижнюю границу ставок земельного налога. Кроме того, надо предоставить право устанавливать налоговые ставки и льготы на более высоком уровне (городской округ или муниципальный район).
Для обычных граждан муниципалитеты не снижают земельный налог до нуля. Наоборот, население всё чаще жалуется, что земельный налог или кадастровая стоимость резко возрастают с небольшой периодичностью. Зато для различных махинаций земельный налог могут снизить до нуля.
В Госдуме тоже готовы поддержать предложение аудиторов.
— Необходимо радикально пересмотреть механизм оценки земли, введя единые нормативы налогообложения, которые будут равны и доступны для граждан, — отмечает председатель комитета Госдумы по собственности Сергей Гаврилов. — Должна быть проведена справедливая оценка земельных участков. Это особенно важно в условиях, когда олигархи порой платят налог меньше, чем простые граждане. Если не принять срочные меры, то из-за увеличения налоговой нагрузки и неспособности платить по счетам наши граждане будут вынуждены продавать свое имущество и переезжать в более дешевое жилье.
по
izvestia.ru