Контрольно-счетной палатой Кировской области совместно со Счетной палатой Российской Федерации проведен аудит эффективности использования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку учреждений общего образования, в том числе расположенных в сельской местности, сообщает пресс-служба КСП.
Доля школьников, обучающихся в условиях, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, составила всего 15,89%, что ниже, чем в целом по России в 3 раза. Низкое значение показателя обусловлено невозможностью создания современных условий во всех "малочисленных" общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, в условиях дефицита финансовых средств.
Сельские школы (включая филиалы) составляют 73% всех школ области. При этом в них обучается всего 23% школьников области. Поэтому показатель средней численности учащихся, приходящихся на одного учителя в сельских школах области составляет 6,3 человека и ниже, чем в среднем по России на 3,5 единиц. В 2010 году по сравнению с 2005 годом число учащихся сельских школ сократилось на 31,1%. В ближайшие годы произойдет дальнейшее уменьшение количества обучающихся. В большинстве сельских школ отсутствуют кадровые ресурсы для реализации программ углубленного и профильного изучения отдельных предметов. Можно констатировать, что сельские школьники поставлены в неравные условия по сравнению с учащимися городских школ по качеству предоставляемых образовательных услуг.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в целом закрытие малокомплектных школ проводилось обосновано и экономически выгодно. Вместе с тем, установлены факты, когда муниципальными образованиями области не делалась в полном объеме оценка последствий принятых решений.
Одним из путей решения этой проблемы является добровольное объединение образовательных учреждений в «школьный округ». Формируя «школьные округа» вокруг крупных базовых школ, представится возможность детям, обучающимся в малочисленных школах, пользоваться современными обучающими комплексами, учиться у квалифицированных учителей.
Финансовый аудит показал, что фактический объем финансирования общего образования из консолидированного бюджета в 2010 году составил 5951,6 млн.руб. Также установлено, что в большинстве школ Котельничского, Свечинского, Орловского районов средств на приобретение учебного оборудования учебников из бюджета явно недостаточно. Практически во всех школах области прописи, тетради, атласы, контурные карты приобретаются за счет родителей. Обеспеченность бесплатными учебникам, к примеру, 48-60% в Лебяжском районе, 23-60% Советском, 24% Верхошижемском, а в школе поселка Окунево Лебяжского района – 0-0,1%. Этим нарушается п.3 ст.5 Закона РФ «Об образовании».
При проведении анализа оснащения образовательных учреждений современным компьютерным оборудованием установлено, что современным компьютерным оборудованием обеспечены не все общеобразовательные учреждения: 1044 компьютера используются в общеобразовательных учреждениях более 5 лет, 357 компьютеров используются более 9 лет.