И как ездить там, где нет дорог. Наш сайт предлагает вспомнить в общем-то недавний опыт. А может, и вспоминать не надо. Или ни к чему, или "опыт" продолжается...
Научно-популярный альманах "Герценка: Вятские записки" в одном из своих выпусков предложил вспомнить "Какими были вятские дороги". Вот выдержки из публикации, которые особо близки афанасьевцам (полный текст здесь):
Какими были вятские дороги
В. А. Коршунков
Скрывшийся за простодушным псевдонимом
современный петербургский учёный-историк, автор ироничных путевых зарисовок
нынешней деревенской жизни, писал: «Как-то в Германии профессор русского языка спросил меня, как же объяснить немецким
студентам русское слово "бездорожье”. Если это не дорога, то почему по ней
ездят?» Тут в примечании приводятся две цитаты, показывающие, что,
действительно, согласно логике русского языка, по бездорожью можно ездить, –
цитаты из прозы Тургенева и из речи начальника Новоржевского автопредприятия
Иванова. И дальше: «Если же это дорога, то почему она называется "бездорожье”?»1. .......... Северо-восток
губернии
На глухом северо-востоке
Вятской губернии, ближе к верхней Каме, находились и вовсе непроезжие чащи. Во
второй половине XVIII в. по Вятскому краю один за другим проезжали
путешественники Н. П. Рычков и И. И. Лепехин. Оба они отмечали бросавшуюся в
глаза особенность этих мест. Рычков писал о «земледельцах», что обитали «по
берегам рек Кобры, Холуницы и другим рекам близ Вятских вершин»: «Между ними
есть ещё обыкновение, которым отличаются они от всех земледельцев: ибо в
о з н и ц ы н а к о л ё с а х у них совсем не в употреблении.
Посреди самого лета возят они всё то, что им нужно, н а с а н я х. Сему
причиною отчасти застарелое обыкновение, а ещё больше сие, что все те места,
где они обитают, чрезмеру болотистые и лесистые, а потому считают они способнее
ездить всегда на зимнем ходу» (разрядка автора. –В. К.)21.
Лепехин же, проезжая среди лета, в июле, по тем же местам, из Соликамска до
Кай-городка, свидетельствовал: «…У тутошнего жителя и с фонарём колеса не
сыщешь; но сами они ездят верхом, тягости возят на дровнях или санях»22.
Вятский статистик Н.
Романов в 1875 г.
отмечал, что север Глазовского уезда представлял собой первобытную глушь. Туда
нельзя доехать ни в каком экипаже. Даже местный священник – и тот редко
проникал туда, причём, разумеется, только пешком или верхом на лошади. А у
крестьян там вообще не было телег. Он писал: «Перед моими глазами в селе
Зюздино-Воскресенском, по случаю праздника, проехало несколько сот мужчин и
женщин к обедне и все ехали верхом, иногда двое на одной лошади, – не было ни
одной телеги». В другом месте своей книги Романов тоже упоминал, что у жителей
Зюздинского и Кайского краёв нет колёс, и даже удобрения на поля они вывозят на
санях, а кое-где – на лубках23.
Священник, литератор,
статистик и любитель-этнограф Н. Н. Блинов (1839–1917) после окончания Вятской
духовной семинарии, в 1861 г.,
был назначен в с. Карсовай Глазовского уезда. И сразу же, как он там
обосновался, стал учиться ездить верхом – это было необходимо. Вот он впервые
поехал из своего села в деревню напутствовать тяжелобольного: «Волей-неволей
надо было ехать. Это была своего рода казнь. Дорога шохрами (то же, что согра,
– лес по болоту. – Ю. Г.)
подостыла, лошадь некованая, править не умею. Лошадь лепится ближе к окраине, к
деревьям. Меня хлещет по лицу, ветки толкают с седла. Дорога то в гору, то под
крутую гору, мосты по болотам – только жерди, едва обтёсанные, кругом колоды…
Не знаю, как доехал»24. Неподалёку от его мест, в Зюздинском и
Кайском краях, обитали коми-пермяки. Блинов вспоминал: «Телег, вообще колёс, не
было в деревнях совсем». Для перевозки тяжестей использовались волокуши. И ещё:
«Сообщение между починками было трудно, колёсных дорог не было»25.
Сам же городок Кай,
сделавшийся с 1854 г.
селом, Д. К. Зеленин в начале XX в. упоминал как «крайне глухое и бедное село».
А в связи с зюздинским бездорожьем и бестележьем он писал так: «Очевидно, не в
одной только Онеге нет телеги (о городе Онеге, Арханг. губ., есть народное
присловье: «во всей Онеге нет телеги»; присловье это, говорят, тоже близко к
истине)»26.
Присловье об Онеге –
уездном городе Архангельской губернии, действительно, было широко
распространено на Русском Севере. Литератор и этнограф С. В. Максимов
путешествовал по Архангельскому краю в 1856–1857 гг. и по итогам поездки в 1859 г. выпустил подробную
книгу. Там есть эпизод, в котором рассказывалось, как он подъезжал к
Архангельску. Далее Максимов намеревался ехать на почтовом карбасе по онежскому
тракту до первой станции, а оттуда, «как говорили, повезут уже в телеге и на
лошадях, и дадут наглазный случай убедиться в истине присловья, что "во всей
Онеге нет телеги” и достаточной вероятности факта, что там в былые времена
"летом воеводу на санях по городу возили, на рогах онучи сушили”»27.
Два этих присловья – об одном и том же: в тех местах, на Севере, в глуши,
телеги, дескать, не использовали и даже летом воеводу возили на санях. Через
некоторое время Максимов ещё раз побывал в г. Онеге, опять записав присловье
«Во всей Онеге нет телеги» и снова припомнив предание, «будто бы воеводу летом
на санях возили по городу, пользуясь мокрыми, глинистыми и скользкими
болотинами, и здесь же можно уразуметь, что некогда (и не так давно) необходимо
было "на рогах” (домашних коров) онучки сушить»28. Похоже, во времена
Максимова объясняли это так, что возили-то воеводу на санях по причине
всегдашней влажности – телега или какой другой экипаж там не проехали бы.
Однако известно, что высокопоставленным персонам в старину прилично бывало
ездить на санях и летом. Так что это давнее предание-присловье в тех краях
просто-напросто было переосмыслено, и его стали связывать с «мокрыми,
глинистыми и скользкими болотинами» Онеги. А ещё Максимову довелось слышать,
как неподалёку от Онеги нижегородский по происхождению солдат ругал эти места.
Он говорил: «У них, вот изволите видеть, и лето, и зиму на санях ездят».
Максимов заметил для своих читателей, что это у солдата было явное
преувеличение от постоянной его тоски и досады. Максимов писал: «Но, как
известно, летом на санях здешние жители возят только сено к стогам в полях…»29 Ну, на то они и присловья, предания да
поддразнивания, чтобы преувеличенно выпячивать какую-либо одну характерную
черту. Однако не на пустом же месте такое складывается и затем закрепляется в
речи!.. Само старинное слово «воевода» соотносит народный анекдот о воеводе
летом в санях с далёкими временами, когда такое передвижение в той местности
было не только чуть ли не единственно возможным, но и весьма престижным. Вот и
телеги там не слишком-то бывали нужны.
В. Г. Короленко в 1879–1880
гг. отбывал ссылку в том самом Зюздинском крае, где не было телег, как некогда
в Онеге: а именно в Берёзовских Починках Глазовского уезда – в отдалённейшей
местности Вятской губернии, на северо-востоке, по верховьям Камы (где она ещё
течёт на север и пересекается с границей Слободского и Глазовского уездов). 12
октября 1880 г.
он послал из Перми письмо в редакцию газеты «Молва» с кратким рассказом о своих
мытарствах в ссылке. Поясняя, что это за местность такая, Короленко писал:
«Летом в Починки можно пробраться только верхом, – телег с колёсами починковцы
не употребляют. Если с вами есть кладь (хлам, по выражению починковцев), то
этот хлам перевезут вам в лодке или в санях летом по суше»30. И в
написанных гораздо позднее воспоминаниях он повторял эти необычные детали быта:
«…Телег в Починках не знают за полным отсутствием летних проезжих дорог». По
его словам, лошадь там запрягали в «лодью», волокли «лодью» до реки. На лодке и
плыли, а потом ловили в лесу любую другую лошадь и ехали на лошади до
следующего перевоза31.
Хорошо знавший условия
жизни тамошних обитателей Н. П. Штейнфельд писал, что во второй половине XIX в.
в тех местах, в Зюздинском крае, «телег нет; даже беременные бабы ездят верхом,
потому что нет дорог». Ездили верхом, для перетаскивания тяжестей применяли
волокуши. А ещё и зимой, и летом использовали сани (дровни), которые по
грязи-то шли неплохо, а по сухому пути – еле-еле32.
Вот и в начале XX в.
вятский статистик П. Наумов отмечал: «Начиная с Карсовайской волости, во всём
Зюздинском крае, так же как и в Кайском, у крестьян почти нет телег». Там и
зимой, и летом всё возили на санях (дровнях). Либо передвигались верхом на
лошадях и навьючивали груз на лошадей. Или же перетаскивали грузы прямо на
спине. «В лучшем случае перевозка производится на тележных передках, к которым
прикреплены гибкие жерди, а свободные концы последних волочатся по земле. На
жерди и складывается груз в наклонном положении»33.
Штейнфельд же писал, что
дорога в Зюздинский край со стороны Омутнинского и Залазнинского заводов
пролегала по лесной стороне, через несколько почтовых станций, и была «почти
всегда отвратительна»: «Грязь стоит невылазная, трясёт немилосердно. В
распутицу же совершенно нет сообщения, потому что лесные речки выступают из берегов
и переправиться через них далеко не всегда возможно»34.
…В рассказе П. П. Бажова
(1879–1950) «Надпись на камне» (1939) из цикла «Малахитовая шкатулка» приведена
такая поговорка о дороге на Урале в прежние времена: «Верхом либо пешком –
сердцу радость, на колёсах – кишкам надрыв»35. Похоже, люди
старались уверить себя, что если проезжать в экипаже неудобно, то значит, надо
находить своё удовольствие в пешей ходьбе либо в езде верхом.
|