Понедельник, 14.10.2024, 18:16
       ПЛАНЕТА АФАНАСЬЕВО                                        
ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
СЮДА!
Вести поселений [518] Власть, политика [1991]
Экономика [1156] Общество [1569]
Быт [945] Экология [930]
Поздравления [245] Закон [1114]
Народная новость [91] Вопрос народа [314]
Разное [677] Досуг [186]
Культура [270] Спорт [533]
Образование [433] Здоровье [311]
Вера [140] История [92]
Происшествия [3185] Картинка дня [288]




ПОСЛЕДНИЕ
КОММЕНТАРИИ










 
Главная » 2011 » Октябрь » 6 » Почему дороги называются бездорожьем
10:59
Почему дороги называются бездорожьем
И как ездить там, где нет дорог.
Наш сайт предлагает вспомнить в общем-то недавний опыт. А может, и вспоминать не надо. Или ни к чему, или "опыт" продолжается...

Научно-популярный альманах "Герценка: Вятские записки" в одном из своих выпусков предложил вспомнить "Какими были вятские дороги". Вот выдержки из публикации, которые особо близки афанасьевцам (полный текст здесь):

Какими были вятские дороги

В. А. Коршунков

Скрывшийся за простодушным псевдонимом современный петербургский учёный-историк, автор ироничных путевых зарисовок нынешней деревенской жизни, писал: «Как-то в Германии профессор русского языка спросил меня, как же объяснить немецким студентам русское слово "бездорожье”. Если это не дорога, то почему по ней ездят?» Тут в примечании приводятся две цитаты, показывающие, что, действительно, согласно логике русского языка, по бездорожью можно ездить, – цитаты из прозы Тургенева и из речи начальника Новоржевского автопредприятия Иванова. И дальше: «Если же это дорога, то почему она называется "бездорожье”?»1.

..........
 Северо-восток губернии

На глухом северо-востоке Вятской губернии, ближе к верхней Каме, находились и вовсе непроезжие чащи. Во второй половине XVIII в. по Вятскому краю один за другим проезжали путешественники Н. П. Рычков и И. И. Лепехин. Оба они отмечали бросавшуюся в глаза особенность этих мест. Рычков писал о «земледельцах», что обитали «по берегам рек Кобры, Холуницы и другим рекам близ Вятских вершин»: «Между ними есть ещё обыкновение, которым отличаются они от всех земледельцев: ибо  в о з н и ц ы  н а  к о л ё с а х  у них совсем не в употреблении. Посреди самого лета возят они всё то, что им нужно, н а  с а н я х. Сему причиною отчасти застарелое обыкновение, а ещё больше сие, что все те места, где они обитают, чрезмеру болотистые и лесистые, а потому считают они способнее ездить всегда на зимнем ходу» (разрядка автора. –В. К.)21. Лепехин же, проезжая среди лета, в июле, по тем же местам, из Соликамска до Кай-городка, свидетельствовал: «…У тутошнего жителя и с фонарём колеса не сыщешь; но сами они ездят верхом, тягости возят на дровнях или санях»22.

Вятский статистик Н. Романов в 1875 г. отмечал, что север Глазовского уезда представлял собой первобытную глушь. Туда нельзя доехать ни в каком экипаже. Даже местный священник – и тот редко проникал туда, причём, разумеется, только пешком или верхом на лошади. А у крестьян там вообще не было телег. Он писал: «Перед моими глазами в селе Зюздино-Воскресенском, по случаю праздника, проехало несколько сот мужчин и женщин к обедне и все ехали верхом, иногда двое на одной лошади, – не было ни одной телеги». В другом месте своей книги Романов тоже упоминал, что у жителей Зюздинского и Кайского краёв нет колёс, и даже удобрения на поля они вывозят на санях, а кое-где – на лубках23.

Священник, литератор, статистик и любитель-этнограф Н. Н. Блинов (1839–1917) после окончания Вятской духовной семинарии, в 1861 г., был назначен в с. Карсовай Глазовского уезда. И сразу же, как он там обосновался, стал учиться ездить верхом – это было необходимо. Вот он впервые поехал из своего села в деревню напутствовать тяжелобольного: «Волей-неволей надо было ехать. Это была своего рода казнь. Дорога шохрами (то же, что согра, – лес по болоту. – Ю. Г.) подостыла, лошадь некованая, править не умею. Лошадь лепится ближе к окраине, к деревьям. Меня хлещет по лицу, ветки толкают с седла. Дорога то в гору, то под крутую гору, мосты по болотам – только жерди, едва обтёсанные, кругом колоды… Не знаю, как доехал»24. Неподалёку от его мест, в Зюздинском и Кайском краях, обитали коми-пермяки. Блинов вспоминал: «Телег, вообще колёс, не было в деревнях совсем». Для перевозки тяжестей использовались волокуши. И ещё: «Сообщение между починками было трудно, колёсных дорог не было»25.

Сам же городок Кай, сделавшийся с 1854 г. селом, Д. К. Зеленин в начале XX в. упоминал как «крайне глухое и бедное село». А в связи с зюздинским бездорожьем и бестележьем он писал так: «Очевидно, не в одной только Онеге нет телеги (о городе Онеге, Арханг. губ., есть народное присловье: «во всей Онеге нет телеги»; присловье это, говорят, тоже близко к истине)»26.

Присловье об Онеге – уездном городе Архангельской губернии, действительно, было широко распространено на Русском Севере. Литератор и этнограф С. В. Максимов путешествовал по Архангельскому краю в 1856–1857 гг. и по итогам поездки в 1859 г. выпустил подробную книгу. Там есть эпизод, в котором рассказывалось, как он подъезжал к Архангельску. Далее Максимов намеревался ехать на почтовом карбасе по онежскому тракту до первой станции, а оттуда, «как говорили, повезут уже в телеге и на лошадях, и дадут наглазный случай убедиться в истине присловья, что "во всей Онеге нет телеги” и достаточной вероятности факта, что там в былые времена "летом воеводу на санях по городу возили, на рогах онучи сушили”»27. Два этих присловья – об одном и том же: в тех местах, на Севере, в глуши, телеги, дескать, не использовали и даже летом воеводу возили на санях. Через некоторое время Максимов ещё раз побывал в г. Онеге, опять записав присловье «Во всей Онеге нет телеги» и снова припомнив предание, «будто бы воеводу летом на санях возили по городу, пользуясь мокрыми, глинистыми и скользкими болотинами, и здесь же можно уразуметь, что некогда (и не так давно) необходимо было "на рогах” (домашних коров) онучки сушить»28. Похоже, во времена Максимова объясняли это так, что возили-то воеводу на санях по причине всегдашней влажности – телега или какой другой экипаж там не проехали бы. Однако известно, что высокопоставленным персонам в старину прилично бывало ездить на санях и летом. Так что это давнее предание-присловье в тех краях просто-напросто было переосмыслено, и его стали связывать с «мокрыми, глинистыми и скользкими болотинами» Онеги. А ещё Максимову довелось слышать, как неподалёку от Онеги нижегородский по происхождению солдат ругал эти места. Он говорил: «У них, вот изволите видеть, и лето, и зиму на санях ездят». Максимов заметил для своих читателей, что это у солдата было явное преувеличение от постоянной его тоски и досады. Максимов писал: «Но, как известно, летом на санях здешние жители возят только сено к стогам в полях…»29 Ну, на то они и присловья, предания да поддразнивания, чтобы преувеличенно выпячивать какую-либо одну характерную черту. Однако не на пустом же месте такое складывается и затем закрепляется в речи!.. Само старинное слово «воевода» соотносит народный анекдот о воеводе летом в санях с далёкими временами, когда такое передвижение в той местности было не только чуть ли не единственно возможным, но и весьма престижным. Вот и телеги там не слишком-то бывали нужны.

В. Г. Короленко в 1879–1880 гг. отбывал ссылку в том самом Зюздинском крае, где не было телег, как некогда в Онеге: а именно в Берёзовских Починках Глазовского уезда – в отдалённейшей местности Вятской губернии, на северо-востоке, по верховьям Камы (где она ещё течёт на север и пересекается с границей Слободского и Глазовского уездов). 12 октября 1880 г. он послал из Перми письмо в редакцию газеты «Молва» с кратким рассказом о своих мытарствах в ссылке. Поясняя, что это за местность такая, Короленко писал: «Летом в Починки можно пробраться только верхом, – телег с колёсами починковцы не употребляют. Если с вами есть кладь (хлам, по выражению починковцев), то этот хлам перевезут вам в лодке или в санях летом по суше»30. И в написанных гораздо позднее воспоминаниях он повторял эти необычные детали быта: «…Телег в Починках не знают за полным отсутствием летних проезжих дорог». По его словам, лошадь там запрягали в «лодью», волокли «лодью» до реки. На лодке и плыли, а потом ловили в лесу любую другую лошадь и ехали на лошади до следующего перевоза31.

Хорошо знавший условия жизни тамошних обитателей Н. П. Штейнфельд писал, что во второй половине XIX в. в тех местах, в Зюздинском крае, «телег нет; даже беременные бабы ездят верхом, потому что нет дорог». Ездили верхом, для перетаскивания тяжестей применяли волокуши. А ещё и зимой, и летом использовали сани (дровни), которые по грязи-то шли неплохо, а по сухому пути – еле-еле32.

Вот и в начале XX в. вятский статистик П. Наумов отмечал: «Начиная с Карсовайской волости, во всём Зюздинском крае, так же как и в Кайском, у крестьян почти нет телег». Там и зимой, и летом всё возили на санях (дровнях). Либо передвигались верхом на лошадях и навьючивали груз на лошадей. Или же перетаскивали грузы прямо на спине. «В лучшем случае перевозка производится на тележных передках, к которым прикреплены гибкие жерди, а свободные концы последних волочатся по земле. На жерди и складывается груз в наклонном положении»33.

Штейнфельд же писал, что дорога в Зюздинский край со стороны Омутнинского и Залазнинского заводов пролегала по лесной стороне, через несколько почтовых станций, и была «почти всегда отвратительна»: «Грязь стоит невылазная, трясёт немилосердно. В распутицу же совершенно нет сообщения, потому что лесные речки выступают из берегов и переправиться через них далеко не всегда возможно»34.

…В рассказе П. П. Бажова (1879–1950) «Надпись на камне» (1939) из цикла «Малахитовая шкатулка» приведена такая поговорка о дороге на Урале в прежние времена: «Верхом либо пешком – сердцу радость, на колёсах – кишкам надрыв»35. Похоже, люди старались уверить себя, что если проезжать в экипаже неудобно, то значит, надо находить своё удовольствие в пешей ходьбе либо в езде верхом.


Категория: История | Просмотров: 1795 | Добавил: ДА5 | Теги: Герценка, Дороги, Коршунков, Зюздинский край, вятские дороги | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Поиск

   
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31


Архив записей




ПАРТНЕРЫ САЙТА



САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ
[20.08.2015][Происшествия]
"Ушла женщина в кусты у дороги - и тут змеи ее окружили. Съелии!.." (0)
[22.10.2010][Власть, политика]
Задай вопрос власти (кому хочешь), или Индикатор любви начальства к на... (123)
[30.05.2016][Закон]
Как правильно купить дом с землей (0)
[03.04.2014][Происшествия]
Педофилия по-школьному: 35-летняя учительница соблазнила 13-летнего ма... (6)
[18.03.2014][Происшествия]
Кровь девичья на снегу... (43)
[09.10.2020][Происшествия]
Резкий взлет смертей от коронавируса на Вятке (6)
[27.02.2013][Происшествия]
А привидение стояло в школьном классе в углу (18)
[08.03.2014][Происшествия]
Пропавшая девушка найдена мертвой (16)
[15.03.2014][Происшествия]
Обвинение в убийстве Инны Черанёвой предъявлено её... несовершеннолетн... (33)
[10.12.2012][Происшествия]
Убийство в Бисерове (45)
[07.03.2014][Происшествия]
Инна Черанева из Камского пропала (7)
[11.03.2014][Происшествия]
Полиция обратилась к людям за помощью в поисках убийцы Инны Черанёвой (22)
[16.03.2012][Общество]
ДТП у Черной Холуницы. Водителя лесовоза спас афанасьевец (9)
[08.10.2013][Происшествия]
Дети и молодежь, не стригитесь коротко! У полиции - план по лысым (7)
[24.09.2011][Поздравления]
"Для хороших людей хорошо и построилось"* (80)
[26.12.2012][Происшествия]
Страшные аварии. (3)
[10.01.2014][Происшествия]
Младенец умер из-за отказа приезда "скорой" (30)
[29.01.2014][Происшествия]
Чиновница присвоила деньги педагогов, пожертвованные ими погорельцам и... (35)
[04.05.2011][Разное]
"Едем, в небе никого - вдруг появилось НЛО" (24)
[04.11.2013][Происшествия]
Страшный факел на трассе Киров-Пермь. Из пяти тел и двух машин... (5)


ОБНОВЛЕНИЯ ФОРУМА


"Планета Афанасьево" © 2010-2024
При перепечатке и использовании публикаций, пожалуйста, имейте честь поставить гиперссылку на сайт "Планета Афанасьево"

Сайт управляется системой uCoz