В его работе приняли участие:
- Тимченко В.С. – Председатель Всероссийского Совета местного
самоуправления, Председатель Комитета Государственной Думы РФ по
вопросам местного самоуправления;
- Осинцев Ю.В.- статс-серетарь Министерства регионального развития РФ;
- Белых Н.Ю. – Губернатор - Председатель Правительства Кировской области;
- Ивонин А.М. – Председатель Законодательного Собрания Кировской области;
- Карманов А.Б. – Главный федеральный инспектор по Кировской области;
- Мамаев Г.А. – Председатель Кировского регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления;
- Лихачев М.В. – Исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Кировской области»;
- главы муниципальных образований области, прокуроры городов, районов, специализированных прокуратур.
С докладом выступил прокурор Кировской области государственный советник юстиции 3 класса Берижицкий С.П. (с сокращениями) (с сайта облпрокуратуры):
По инициативе прокуратуры области введена ежегодная практика проведения
кустовых семинаров-совещаний с главами муниципальных образований и
горрайпрокурорами.
Органы прокуратуры области в ходе совместной работы с муниципальными
образованиями занимают активную позицию в предупреждении нарушений
федерального законодательства при обсуждении и принятии проектов
нормативных правовых актов.
Прокуроры городов и районов осуществляют оперативный обмен информацией и
взаимодействие с муниципалитетами, обеспечено активное участие
прокуроров в правотворческой деятельности органов местного
самоуправления.
Учитывая нехватку в муниципалитетах грамотных юридических кадров,
прокурорами начата деятельность по разработке и внесению проектов
муниципальных нормативных правовых актов. В первом полугодии внесено 37
таких проектов. Оказывается практическая помощь органам местного
самоуправления и в разработке модельных правовых актов. К примеру,
прокуратурой Богородского района (напомним, с весны 2011 гпрокурором там наш земляк
Сергей Бузмаков -
ПА) в первом полугодии 2011 года разработан
модельный проект муниципальной целевой программы развития малого и
среднего предпринимательства в поселении, который рассмотрен и принят. В
сентябре прокуратурой области направлен на места проект модельного
муниципального нормативного правового акта «Об утверждении долгосрочной
муниципальной целевой программы «Пожарная безопасность муниципального
образования на 2012 - 2015 годы».
Прокуроры нацелены на
обеспечение стопроцентного участия в заседаниях
представительных органов местного самоуправления, расположенных в
районных центрах и на регулярное участие в заседаниях сельских дум.
Большое внимание уделяется развитию социально-экономического положения в
районах. И здесь я бы выделил один из главных наших совместных
приоритетов - защита трудовых прав граждан на получение своевременного
вознаграждения за труд, решение вопросов занятости населения.
Колоссальная работа, проводимая прокурорами совместно с руководителями
муниципалитетов в этом направлении, своевременное вмешательство в
негативные процессы, происходящие на рынке труда, позволяют снижать
социальную напряженность, добиваться экономической стабильности.
Прокуроры активно участвуют в работе межведомственных комиссий по
укреплению налоговой дисциплины и обеспечению доходов бюджетов при
администрациях районов. Полученные сведения используются в качестве
инструмента профилактики нарушений в анализируемой сфере и источника
информации о неплательщиках для дальнейшего принятия мер прокурорского
реагирования.
Реализация материалов прокурорских проверок нередко способствует
пополнению местных бюджетов, что в условиях их дефицита является
ощутимой помощью. Так, в ходе совместной работы прокурора Зуевского
района, администрации и налоговой инспекции были выявлены многочисленные
факты незаконного занятия земельных участков, использование объектов
строительства, не введенных надлежащим образом в эксплуатацию.
В этом же районе в ходе проверки соблюдения экологического
законодательства выявлены факты занижения оплаты за негативное
воздействие на окружающую среду. По результатам рассмотрения исковых
заявлений с нарушителей взыскано свыше 400 тысяч рублей, 40% от которых
поступило в доход муниципалитетов, на территории которых выявлены
нарушения.
Эта работа может быть более результативней, если бы вы - уважаемые
руководители муниципалитетов сами чаще обращались в прокуратуру с
предложениями по совместному решению возникающих проблем. В текущем году
в прокуратуры лишь 12 районов поступило всего около 30 подобных
обращений.
В вопросах реализации органами местного самоуправления
своих полномочий, так и в вопросах взаимодействия с прокуратурой и
другими федеральными органами имеются серьезные проблемы.
Основная проблема - экономическая беспомощность
органов местного самоуправления. При этом расширение, увеличение перечня
вопросов местного значения за которые отвечают муниципальные
образования (в соответствии с ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» их
более 30) объективно влечет за собой увеличение числа проводимых органами
прокуратуры проверок. Невозможность исполнить увеличившиеся расходные
обязательства на фоне недостаточной финансовой обеспеченности, особенно в сельских муниципалитетах, приводит
к росту количества выявляемых нарушений закона со стороны органов
прокуратуры.
Практика прокурорского надзора свидетельствует о многочисленности и
распространенности нарушений закона в деятельности муниципалитетов
практически во всех сферах. Нарушения закона выявляются при управлении
муниципальной собственностью, формировании и исполнении местных
бюджетов, установлении местных налогов и сборов, услуг в сфере
образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального комплекса и
в иных областях.
Прокуроры при организации и проведении проверочных мероприятий вынуждены
получать необходимые сведения из органов местного самоуправления.
Большинство запросов обусловлено тем, что не во всех территориях
муниципальные органы, прежде всего сельского (поселкового) уровня имеют
финансовые и технические возможности для создания и обслуживания
муниципальных сайтов. При этом и имеющиеся сайты зачастую не наполняются
актуальными информацией и документами, необходимыми для осуществления
прокурорского надзора.
До настоящего времени вопреки требованиям указанного Закона на сайтах
муниципальных образований, расположенных на территории Арбажского,
Афанасьевского, Богородского, Кильмезского, Кирово-Чепецкого,
Котельничского, , Лебяжского, Лузского, Малмыжского, Мурашинского,
Немского, Омутнинского, Опаринского, Оричевского, Орловского,
Санчурского, Сунского, Уржумского, Юрьянского районов размещена неполная
информация о деятельности муниципальных органов.
Указанные проблемы часто усугубляются фактическим отсутствием в органах
местного самоуправления квалифицированных кадров.
Этим во многом обусловлена наблюдающаяся в области тенденция увеличения
количества выявленных незаконных муниципальных правовых актов.
В то же время должностные лица органов местного самоуправления ряда
районов Даровского, Зуевского, Кильмезского, Нагорского, Тужинского,
Фаленского высказали ряд замечаний, возникающих при реализации
прокурорами надзорных полномочий.
Они касаются чрезмерной частоты проводимых органами прокуратуры проверок
муниципальных учреждений и большого количества актов прокурорского
реагирования, значительногочисла истребуемой информации и краткости сроков,устанавливаемых для ее представления.
Признавая отдельные замечания, я в тоже время должен отметить: для
прокурора - закон всегда выше полномочий и административного ресурса
любого должностного лица. А основная задача прокурорского надзора - это
добиваться выполнения закона. И мы это будем исполнять неукоснительно.
Но конечная цель у нас с вами одна - укрепление законности и
правопорядка на вверенной территории, авторитета власти.
Полагаю, что работа по организации должного взаимодействия органов
прокуратуры с органами местного самоуправления должна быть продолжена, в
связи с чем:
1. Прокурорам городских, районных и приравненных к ним прокуратур:
- при осуществлении прокурорского надзора, внесении актов
реагирования в связи с нарушениями, допущенными органами самоуправления,
необходимо тщательно и всесторонне оценивать сложившуюся ситуацию,
возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, в том
числе не допускать формальных требований, влекущих финансовые расходы
местных бюджетов, не направленные на защиту законных прав человека и
гражданина;
- на системной основе продолжить проведение совместных с
муниципалитетами совещаний и учебно-методических мероприятий в целях
изучения складывающейся практики местного самоуправления, обеспечить
регулярное участие сотрудников прокуратуры в мероприятиях
организационного и учебного характера, проводимых муниципальными
органами;
- разрабатывать и вносить в порядке нормотворческой инициативы проекты актуальных муниципальных нормативных правовых актов;
- своевременно информировать органы местного самоуправления о проведении плановых надзорных мероприятий;
- исключить факты искусственного завышения показателей путем
необоснованного принесения нескольких актов при наличии возможности
единовременного реагирования на выявленные нарушения;
- продолжить сокращение бумажного документооборота с органами
местного самоуправления, исключив истребование от них сведений,
опубликованных в средствах массовой информации, на официальных сайтах и
других доступных источниках, по согласованию с органами местного
самоуправления шире применять истребование документов, материалов,
статистических и иных сведений в электронном виде;
- при необходимости истребования сведений и информации из органов
местного самоуправления в письменном виде обеспечить направление
соответствующих запросов лишь за подписью прокурора района, либо лица
его замещающего;
- исключить практику некачественного изучения муниципальных нормативных правовых актов;
- активнее сочетать пропаганду права с деятельностью по надзору за
исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами
действующих на территории Российской Федерации законов;
- в обязательном порядке освещать работу по взаимодействию с органами местного самоуправления в средствах массовой информации;
- анализировать состояние взаимодействия с органами местного
самоуправления, результаты использовать для совершенствования этой
работы.
Наше видение встречных шагов со стороны органов местного самоуправления
изложены в итоговом соглашении, которое будет подписано по результатам
сегодняшнего совещания.
И в заключении, я хотел бы еще раз ответить на вопрос, который мне часто
задают работники районных прокуратур и органов местного самоуправления:
«Какую задачу мы решаем, повышая уровень нашего взаимодействия?»
Безусловно одна из основных задач – это состояние законности, но и в том
числе у руководства прокуратуры области есть четкое понимание, что
муниципальная власть, власть сельских поселений, малых городов, является
источником, если хотите родником, откуда берет начало авторитет всей
государственной власти России, и от того, как сработает конкретный глава
муниципального образования, как он сумеет решить конкретные проблемы
граждан, и будет зависеть авторитет и главы района и Губернатора, а в
целом правительства и Президента страны и значит авторитет всех
федеральных структур. Без помощи федеральных контролирующих и надзорных
органов это будет сделать сложнее.