Сначала снабди! Разъясняет юрист.
Сайт "Кирпиков и партнеры. Центр правововой помощи" опубликовал ряд "коронавирусных" разъяснений анткоронавирусных требований.
Когда можно требовать соблюдения распоряжений региональных властей
Для того чтобы требовать от граждан соблюдения распоряжений региональных властей, необходимо сначала обеспечить граждан средствами индивидуальной защиты. Это следует из правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 417. Как уже отмечалось, маски таковыми не являются.
Согласно указанным правилам, при введении режима повышенной готовности граждане должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты. Обеспечить средствами защиты должны органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципалитеты и организации. В случае если магазин или перевозчик не обеспечил гражданина средствами защиты, то отсутствуют основания для привлечения его к административной ответственности.
Распоряжения властей регионов и почему бездействует прокуратура
Видимо, чтобы принудить граждан приобретать маски, в ряде регионов запрещен допуск граждан на территории торговых объектов, в торговые залы, общественный транспорт, а также продажа им товаров, предоставление услуг при отсутствии у них средств индивидуальной защиты (масок и перчаток). Это противоречит федеральному законодательству. При этом магазины обязали соблюдать рекомендации Роспотребнадзора по коронавирусу.
Очевидно, региональным начальникам не известно, что нормативные правовые акты регионов не должны противоречить федеральным законам. А рекомендации Роспотребнадзора не могут устанавливать общеобязательные правила поведения для участников гражданского оборота. Равно как за их несоблюдение не наступает ответственность. Вопрос: почему бездействует прокуратура и не вносит представления об устранении нарушений закона?
Как обжаловать штраф за отсутствие маски?
Распоряжениями региональных властей установлена обязанность для граждан, проживающих на соответствующих территориях республик краев, областей и иных субъектов Российской Федерации, использовать средства индивидуальной защиты, в частности, маски, при нахождении в общественных местах, общественном транспорте. За нарушение масочного режима гражданам грозит административное наказание.
Начать следует с того, что четкое определение «общественного места» в действующем законодательстве отсутствует. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях относит к общественным местам улицы, стадионы, скверы, парки, транспорт общего пользования. К общественным местам не относятся территории, доступ граждан на которые ограничен. Соблюдение масочного режима на таких территориях не требуется.
Административные штрафы за нарушение масочного режима могут налагаться:
· по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»), предусматривающей административный штраф от 15 000 до 40 000 рублей;
· по части 1 статьи 20.6.1 КоАП («Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения»), предусматривающей штраф от 1 000 до 30 000 рублей.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП ответственность предусмотрена для тех, кто заболел или контактировал с больными коронавирусом, либо вернулся из стран, где неблагоприятная эпидемиологическая обстановка. Часть 1 статьи 20.6.1 КоАП предусматривает штраф за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности. Региональные штрафы налагаются за невыполнение требований нормативных правовых актов регионов.
Привлечь к ответственности за нарушение масочного режима в магазине или в общественном транспорте могут по статье 20.6.1 КоАП. При этом данная норма позволяет ограничиться предупреждением. Если в момент составления протокола, гражданин, будучи без маски, ни с кем не общался, соблюдал социальную дистанцию – наступление негативных последствий для окружающих в результате нарушения им правил поведения маловероятно.
В этом случае имеет место малозначительность совершенного административного правонарушения, что позволяет суду ограничиться при привлечении к ответственности устным замечанием. Важно, чтобы при составлении протокола лица, привлекаемые к ответственности за нарушение масочного режима, указали в нем все обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности проступка. В любом случае не нужно торопиться признавать вину.
Протокол об административном правонарушении должен быть составлен сразу же после того, как было выявлено нарушение масочного режима. При несогласии с привлечением к ответственности нужно зафиксировать его в момент составления протокола, дав объяснения. Несогласие также можно выразить в объяснениях или замечаниях по содержанию протокола. Это поможет при доказывании неправомерности привлечения к ответственности.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП, рассматриваются судьями районных судов. При разбирательстве дела в суде следует изложить фактические обстоятельства и привести причину несоблюдения масочного режима. Такой причиной могут быть отсутствие денег для приобретения средств индивидуальной защиты, медицинские противопоказания для их применения.
Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение масочного режима обжалуется в вышестоящий суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии судебного постановления. Подача жалобы не облагается государственной пошлиной. В случае пропуска срока на обжалование, по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен.
Для защиты прав и законных интересов следует обращаться за оказанием правовой помощи к юристу. Задать вопрос и получить юридическую консультацию вы можете на сайте и в группе ВКонтакте.
Александр КИРПИКОВ
Центр правовой помощи
Все виды юридических услуг
Тел. 8 (922) 98-98-223, (922) 98-98-224 https://kirpikov.ru/
картинка |