Но если власти хотят сказать, что так было всегда: мол, шибко уж мы далеко в лесах от мира и цивилизации, а народу подавай дорогу, дворец культуры, кабак да теплый туалет, - то пусть не врут. Вот что пишет в своём ЖЖ наш постоянный автор
avomarba:
"Оказывается, в наш край переселялись в поисках лучшей доли. О миграциях с севера-запада в верховья Камы сообщается в указанной ниже монографии. Нельзя не поверить этим фактам, которые подтверждаются группой достаточно редких в России фамилий. Помимо указанных фамилий я бы добавила другие, встречающиеся в Коми и у нас: Габовы, Тебеньковы, Чугаевы. Это легко проверить по спискам участников соцсетей. А среди указанных ниже фамилий есть и те, которые принадлежали моим предкам. Интересный факт - многие мои родственники уже во взрослом возрасте попали в Коми край (Ухта, Нижний Одес, Койгородок, Сыктывкар), т.е. вернулись на родину предков?
Над Камой (есть легенда, что в этом угоре останавливался Стефан Пермский, видимо, до прихода переселенцев с севера http://afanasyevo.ucoz.ru/forum/15-25-6#1389)
Жеребцов Л..А. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. М., 1982
с. 42
...ряд исследователей склоняется к мнению, что ужгинцы были более близки к камскому населению. Возможно фактом в данном вопросе является самоназвание зюздинцев (этноним – «пермяки»). Они не смешивают себя с соседними коми-пермяками, считая их другим народом. Отличают они себя и от коми-зырян. Однако слово «пермяки» наводит на мысль о связях с Прилузьем, жители которого также признавали себя пермяками даже еще в XIX в.
Исторически известно, что и коми-пермяки и коми-зыряне сами себя всегда считали просто коми, только зюздинцы, прилузцы и некоторые другие, более мелкие группы, как, например, слудские коми, признавали себя пермяками. Отсюда можно сделать вывод о возможном родстве этих групп. Этот вывод подкрепляется вышеизложенными сведениями о расселении древних пермян в бассейне р. Вятки.
с.69
Анализ древних фамилий подтверждает давние связи сысоличей с верхокамцами. Среди населения Верхокамья сейчас, правда, одинаково как среди местных русских, так и среди коми-зюздинцев, широко представлены Першины, Носковы, Харины, Чераневы, Сюзевы, Ичетовкины и др.Все эти фамилии есть (или были) на Сысоле. В частности, с XVII в. и до сих пор существует в Визинге д. Черанево. В том же веке в Пыелдине были починки Лунеговский и Петуховский
с. 99
Немало коми было и среди поселенцев Зюздинского края. По имеющимся данным, самые верховья Камы начали заселяться лишь в конце XVI в.. В 1607 г. верхокамцы жаловались, что «живут-де они Пермских городов, от Кайгородка, верст за двести и больше, и в писцовых-де книгах написаны себе опричь кайгородцов, а дворишки-де они ставили на диком черном лесу, а людишки все пришлые» Л. П. Лашук пишет, что в их числе были выходцы с Сысолы и Ужги. В этой связи весьма интересно отметить, что и в настоящее время среди зюздинцев весьма распространенными являются такие фамилии, как Носковы, Першины, Харины, Сюзевы, Чераневы, Ичетовкины и т. д. Почти все они являются сысольскими. При этом надо учитывать и то, что сохранились далеко не все фамилии переселенцев, но приведенный факт подкрепляет мнение о давних и устойчивых связях Сысолы и Верхней Камы. Предки носителей этих фамилий в XVI-XVIII вв. переселились на Каму в поисках лучшей доли".