
«Спайка среди женщин растет»
Придя к власти, большевики озаботились «высвобождением» женщины из семьи. Советскому государству не нужна была некультурная домохозяйка, новое индустриальное общество было заинтересовано в активных общественницах.
В первую очередь, пропаганда новой власти была обращена к «женскому молодняку», считалось, что девушки намного свободнее взрослых женщин. Хотя и отмечалось, что опека суеверных родителей еще велика: «При капиталистическом строе для девушки с самого раннего ее возраста, не предвиделось ничего светлого. Жалкая доля рабы мужа, кухарки и няньки. Доля матери переходила по наследству. Надо на деле воспитать и выработать новый тип девушки, свободной от старых предрассудков и активной в революционной борьбе и строительстве нового общества».
Практически во всех вятских учреждениях были созданы женские отделы. На них была возложена обязанность привлекать вятских работниц к советскому строительству.
Ежемесячно женщины собирались для обсуждения волнующих их вопросов – «О народном просвещении», «О борьбе с проституцией», «Об охране материнства и младенчества». Посещение таких заседаний было обязательным. Татьяна Чапайкина, студентка рабфака, которая пропустила заседание, писала объяснительную: «Комната наша не запирается и вечером оставить открытой нельзя, потому приходится оставаться». За пропуски без уважительной причины, могли исключить из профсоюза и комсомола.
Женотделы занимались ликвидацией неграмотности, политической пропагандой, организовывали культурные мероприятия для работниц. Например, в один субботний день 1924 года делегатки с Кожевенного завода посещали с экскурсией спичфабрику «Красная звезда». Женщины знакомились с производством, задавали вопросы – «Какой заработок?», «Не бывает ли перебоев в работе?», и другие.
После революции женщины начали занимать «мужские» должности. Бывшая учительница товарищ Варзегова была выдвинута на работу в губернский суд. Феня Пасынкова, «боевая баба», бывшая кухарка, стала членом Советского правительства. А на спичечной фабрике «Белка» на строгальном станке работала Любовь Ефимовна Карпова. В пыли и «адском грохоте» Люба опытной рукой направляла строгальный нож и зорко следила за правильностью резки ленты.
bnkirov.ru