Афанасьевцы, узнаете? На снимке Надежда Порошина, некогда преподаватель иностранного языка в Ромашах, комсомольский работник, в нашем районе суженого встретила, а ныне - просто соседка, живет сейчас в Омутнинском районе. Но соседка непростая.
"Надежда Порошина только что вернулась в Омутнинск из своей родной деревни, где стала участницей удмуртского народного праздника. Участвуя в подобных мероприятиях вместе с мамой и сестрой, женщина привлекает к участию в них своих дочерей. Национальные обычаи в ее семье передаются из поколения в поколение. В свой последний приезд на родину в августе этого года, преподаватель немецкого языка из Омутнинска Надежда Порошина стала участником проведения национальной свадьбы в родной деревне Астрахань, что в Унинском районе.
Женщина рассказала, что по удмуртскому обычаю во второй свадебный день невесту наряжают в национальный костюм и посылают за водой на край деревни. Ее задача — принести воду в ведрах на коромысле, а гости, тоже одетые в национальные костюмы, всячески мешают это сделать. В результате все оказываются мокрыми, а ведра почти пустыми. Есть еще интересный обычай: в деревне прибить украшенную лентами и цветами свадебную палку к дому следующего потенциального жениха. И, конечно, на любой свадьбе всегда женщины поют национальные удмуртские песни. Самая популярная песня, которую знают все удмурты от мала до велика, называется «Лымы-тэди» (белый снег). Но не только на свадьбах соблюдаются национальные традиции. В деревне Астрахань уже много лет существуют два ансамбля удмуртской песни «Зангари» и «Купанча», которые постоянно ездят на областные, всероссийские и международные фестивали. Проходят подобные фестивали и в самой деревне, которая стала центром культуры представителей народов фино-угорской языковой группы. Туда приезжают за обычаями и песнями различные этнографические экспедиции. Дважды Астрахань стала местом проведения национального фестиваля «Межа». За основу была взята традиция трех ближних друг к другу деревень, встречаться на меже в июне, когда закончатся весенние полевые работы. На этот фестиваль приезжают гости из Удмуртии и Кировской области. Надежда Артемьевна была на этих фестивалях, и считает, что подобные мероприятия дают много молодежи в плане сохранения традиций разных народов.
Семья Порошиных при любой возможности участвует в народных праздниках, которые проходят в деревне. Особенно всем нравятся удмуртские «проводы святок». В этот вечер все жители деревни приходят в клуб в национальных нарядах, со своей едой и поют за столом удмуртские песни. К полуночи они идут на край деревни, жгут костер, сжигают чучело. Каждый должен прыгнуть через костер три раза. Существует поверье, что при этом вся нечисть, накопленная за год, уходит.
Два раза семья Надежды и ее сестры Ирины Золотаревой, которая живет в деревне Астрахань, стали участницами областного конкурса «Семейный лад», в котором участвовали семьи разных национальностей. По условиям конкурса нужно было на сцене представить традиции своего народа, показать изделия декоративно-прикладного искусства. Семья Порошиных-Золотаревых. изготовила и поделки из глины, и картины, и вязаную одежду, и валенки — самокатки. Женщины исполняли народные песни, и рассказывали об истории костюмов. Два года подряд Гран-при конкурса доставался этой семье, которая чтит традиции своего народа и передает их своим детям".
|