Письменные источники датируют строительство первого деревянного храма 1667 годом. Церковь Афанасия и Кирилла Александрийских дала название одному из основных славянских поселений на реке Каме — селу Зюздино-Афанасьевскому, которое ведет свою историю с
Все культовые памятники района, как сохранившиеся, так и известные только по
выявленной иконографии, были построены по традиционной для вятского региона
планировочной схеме, включающей трапезную. По объемно-пространственным
характеристикам зюздинские храмы можно разделить на три группы. Клетские
постройки (церкви Воскресения 1785-1846 гг. в с. Бисерово, Рождества Христова 1865 г . в с. Савинцах,
Крестовоздвиженская 1863 г .
и Александро-Невская 1917 г .
в с. Гордино, старообрядческий храм 1910 г . в д. Кувакуш) представлены как
одноглавыми, так и шатровыми сооружениями. Церкви Александра Невского и
старообрядческая были возведены, несомненно, по единому проекту, оригинально
воспроизводившему в дереве приемы национально-романтического модерна. Обращение
к шатру, как к древнему типу завершения церковного здания, было обусловлено
традицией и в то же время-не являлось характерным для местной школы
храмостроительства тех лет. Оно выпадает из обычного ряда одно- и пятиглавых
храмов, которые часто появлялись в приходах Вятской епархии на рубеже XIX-XX
вв.
Символическое значение шатpa, наличие которого прежде увязывалось с зодчеством
дониконовской Руси, в данном случае — просто оригинальный архитектурный прием.
Такой же, как и семантическая наполненость композиции, выраженная в формах
оригинальных килевидных кокошников, уподобленых языкам пламени.
Кроме церкви в д. Кувакуш, старообрядческий храм находился в д. Илюши
Кытмановского с/о. О времени его постройки сведений не сохранилось. Известно
лишь, что был он одноглавым и имел колокольню. Богослужение в нем прекратитесь
в 1933 г .,
а здание переоборудовали под клуб, который функционировал до 1950-х гг.
Староверская часовня стояла при б. д. Антонёнки Савинского с/о, а на территории
б. Верхнеколычовского (теперь — Кувакушский и Езжинский с/о) у границы с
Пермской областью, по воспоминаниям старожилов, был женский скит.
В скиту проживало около сотни послушниц, состоявших в основном из коми-пермячек и удмурток во главе с игуменьей. Комплекс построек монастыря включал несколько жилых изб, сгруппированных возле деревянного двухэтажного молельного дома, в котором, вероятно, находилась
келья настоятельницы. Имелась также и отдельная трапезная. Под пашню было отведено несколько гектаров земли. Кроме земледелия монахини занимались скотоводством и пчеловодством. Закрыли монастырь в 1930-е гг.
Усложненные выразительные формы кувакушского храма пришлись по вкусу жителям с. Гордино и определили их выбор такой композиции в качестве художественного прототипа. Но при осуществлении этого заказа завершение новой церкви было изменено: кокошники в основании шатра упростились и приняли форму щипцов с фигурным подзором; тем же образом заменились очертания фронтонов, подчеркивавших фасадные
оси.
Клетские храмы с одноглавым завершением имеют, как правило, четырехскатную кровлю. Крыша Христорождественской церкви в с. Савинцы усложнена переломом, главка посажена на сужающуюся книзу шейку, а в планировочную структуру то типу композиции Крестовоздвиженской церкви вписан западный блок с двумя палатками по сторонам притвора под колокольней.
Вторая группа культовых памятников (церкви Афанасия 1861-1872 гг. в с. Зюздино-Афанасьевском, Георгия
Ярусный тип представлен церковью Владимирской Богородицы
Колокольни многих деревянных храмов района имели однотипные шатровые завершения и, как правило, со щипцовыми обводами у основания. Набор составляющих ярусов, использовавшихся в построении объемов звонниц, был невелик — восьми- и четырехгранные срубы зачастую с промежуточными переходами (колокольни в сс. Пашино, Савинцы, а также Александро-Невского храма с. Гордино). Однако в каждом случае строителям удавалось создавать индивидуальный, запоминающийся архитектурный образ.
Дореволюционная фотография позволила представить облик еще одного типа культовых зданий — молитвенного дома в с. Пашино (
Здесь Чарушин развивает национально-романтическую тему, мотив которой уже прозвучал в проекте пашинской церкви, представлявшем собой разновидность фольклоризирующей ветви русского деревянного зодчества. Усложненный силуэт афанасьевского храма Чарушин решает в характерной для русской архитектуры XVII в. манере: выразительное пятиглавие с глухими барабанчиками малых глав на профилированных постаментах, килевидные полуглавия в завершении стен основного объема, декоративные шатры над углами нижнего яруса — вписаны в пирамидальную композиционную схему с акцентированной центральной осью. Четырехъярусная шатровая колокольня, открытое крыльцо на столбах, соединенных арками с висячей гирькой, в совокупности с богатым декоративным оформлением создают храм-сказку, образ «неба на земле».
Разнообразные приемы фасадного декора культовых памятников второй половины XIX в., заимствованные из арсенала художественной резьбы по дереву, должны были сообщать постройкам присущую народной эстетике «украшательность». Дополнительный декоративный эффект создавала обшивка срубов, сочетавшая вертикальную и горизонтальную набивку досок и служившая фоном для размещения выпиловочных элементов. Например, фасады старообрядческой церкви в д. Кувакуш обшиты в «елочку», а Александро-Невский храм с. Гордино имел оригинальную обшивку в виде треугольных свесов, которые контрастировали с венцами сруба.
Важным компонентом художественной выразительности храмов являлась окраска. Поверхность поля фасадов белилась известью. На фоне побелки ярко выделялись окрашенные темной краской рамочные наличники, сандрики со щипцовыми выступами, зубчатые линии карнизов. Фрагменты подобной отделки сохранились на стенах Христорождественской церкви с. Савинцы. На примере этого же памятника можно проследить стилевой почерк скромного, но со вкусом подобранного декора, уровень качества технического исполнения и подгонки элементов.
В создании храмов принимали участие прежде всего сами прихожане. Соборно, на крестьянских сходах, решали они организационные и строительные вопросы, пополняли церковную казну своими скромными вкладами. Заготовка и приобретение лесоматериала, обеспечение плотницких артелей жильем и питанием на время работы, добровольная помощь на стройке — все это входило в обязанность приходских общин.
Храмы, возведенные «всем миром», становились источниками православного образования и духовной культуры. Они являлись средоточием разных видов искусств, центрами просвещения. Священники основывали в селах приходские школы и, обучая детей грамоте, способствовали насаждению христианской нравственности. Наиболее деятельные священнослужители активно участвовали в создании храмов как организаторы и руководители строительства (М. Князев, д. Черанёво) или, наряду с зодчими, предлагали свои варианты перестройки храмов (И. Редников, с. Зюздино-Воскресенское).
Народные мастера и подрядчики Ф. М. Бледных, С. Борисов, И. В. Малых, Д. Потапов, Северухин, возводя храмы в соответствии с предложенными проектами, стремились проявить свою творческую индивидуальность, а архитекторы И. А. Чарушин, Галкин, Е. И. Мартынов, Э. В. Гарман, варьируя канонические формы, — по-новому прочесть традиционные образцы.
Главная особенность, отличающая большинство поселений района, — исключительно удачное по архитектурно-ландшафтным качествам месторасположение сел и деревень в окружающей природной среде. Населенные пункты, как правило, находятся по высоким берегам рек и вдоль дорог, проложенных по гребню водоразделов. Застройка живописно огибает складки рельефа, повторяет направление дорог и очертание оврагов. Наиболее распространенные типы планировок — одно- и двухрядная, разветвленная, двухуличная с однорядной застройкой и прибрежная.
В селах и деревнях преобладает поздняя (главным образом после 1940-х гг.) и современная жилая застройка. Постройки второй половины и конца XIX в., не имеющие следов перекатки и капитальных ремонтов, встречаются крайне редко. К одному из таких исключений можно отнести дом Т. И. Черанёва в д. Терешовы Ичетовкинского с/о, построенный Ф. М. Черанёвым в 1870—1890-е гг.
В 1879—1880 гг. в Березовских Починках Глазовского уезда (совр. д. Ванино Березовского с/о) отбывал ссылку писатель и публицист В. Г. Короленко (1853-1921). Свои впечатления от пребывания в «лесной глуши» Вятской губернии он отразил в автобиографическом произведении «История моего современника». Там, наряду с общим повествованием о местности Зюздино-Афанасьевской и Бисеровской волостей, имеются литературные зарисовки крестьянского быта, нравов, а также беглые описания народного жилища и, в частности, курной избы. В настоящее время на месте дома Гаври Бисерова, в котором жил Короленко, поставлена мемориальная стела (автор — кировский художник П. С. Вершигоров).
Среди старой жилой застройки района встречаются дома нескольких типов. К наиболее часто встречающемуся типу можно отнести усадьбы, в которых к жилой части, состоящей из теплой избы, сеней и клети через двор (крытый или открытый), добавляются хозпостройки (амбары, хлева): дом А. Д. Сидорова второй полов. XIX в. в с. Георгиево, усадьбы М. П. Лучниковой кон. XIX — нач. XX вв. в д. Ванино, В. О. Сидорова кон. XIX в. в д. Верхняя Нярпа Георгиевского с/о и Т. Я. Некрасовой кон. XIX в. в д. Парёнки Гординского с/о. В рамках этого типа возможны сонанты, когда хоздвор, вплотную примыкая к избе, придает расположению построек на усадьбе ломаную П или Г-образную конфигурацию (усадьбы Н. П. Светлакова нач. XX в. в д. Вышка, А. Коршунова кон. XIX — нач. XX вв. в А. Минькино Георгиевского с/о). Особый тип
задьбы-комплекса получается при живописном расположении составляющих двор хозпостроек усадьба Ф. А. Бучева нач. XX в. в д. Езжа). Часто встречаются жилые дома-шестистенки (две избы с сенями посередине), поставленные длинной стороной по линии уличной застройки.
Состав хозяйственных построек, как входящий в комплекс усадеб, так и отдельно стоящих, для любого региона области и не выделяется какими-либо характерными местными особенностями. Это амбары, хлева, бани. Амбары (одинарные и двойные) имеют бревенчататые залобники и помосты вдоль широкой стороны. Редко, но попадаются амбары в два яруса (амбар кон. XIX в. в д. Ларёнки Гординского с/о). Бани в основном четырехстенки с дощатым предбанником. Встречаются бани и по-чёрному открытой печью-каменкой и долбленой трубой. Малые формы представлены ледниками, огуречниками рассадниками, колодцами (с воротом и «журавлем»), оградами, воротами и вороньими висельницами.
Исключительно редким для района сооружением из бревен является мост через старицу р.Камы в д. Ванино. Он представляет собой длинную, заполненную землей ряжевую дамбу с нешироким перекрытым прорезом для протока воды. Построен мост в 20—30-е гг. XX в., но техника его восходит к традиционным приемам старых мастеров-древоделов.
В продолжение темы гидротехнических сооружений стоит отметить, что в 1920-х гг. в Зюздино-Афанасьеве собирались построить ГЭС, для чего спали насыпать высокую дамбу. Стройка велась на средства (освоено около 260 тыс. руб.) лесозаготовительного и сплавного предприятия «Волго-Каспий-Лес». Но вскоре строительство было признано нецелесообразным и работы прекращены.
Достоверные исторические сведения о формировании застройки села Зюздино-Афанасьевского ранее кон. XIX — нач. XX веков отсутствуют. Известно только, что планировочное ядро села образовалось на пересечении дорог, одна из которых проходила от р. Камы до совр. д. Маёвской (ул. Красных Партизан), а другая уходила в направлении с Зюздино-Восхресенсхого (совр. с Бисерево) (ул. Советская), связывая два наиболее крупных населенных пункта края. Центр поселения со второй полов. XVII в. отмечался сменявшими друг друга деревянными храмами. Здесь же в нач. XX в. была заложена и каменная церковь.
Застройка центра, выделяющегося в ландшафтной панораме села более высокими вертикальными отметками, ко времени строительства Афанасьевской церкви — первого и единственного сооружения из кирпича — состояла в основном из крупных двухэтажных деревянных домов, принадлежавших местным торговцам и купцам Абрамову, братьям Митрофановым и Саутину. Особенности функциональной структуры этих зданий заключались в том, что их первые этажи отводились под торговые лавки, служебные и складские помещения, а жилые комнаты для хозяев или для сдачи внаем располагались наверху. Здесь же находились два казенных дома для священнослужителей, в которых после
В связи с необходимостью изготовления кирпича для возведения капитального здания церкви на восточной окраине села (на месте совр. колхозной конторы) построили два протяженных кирпичных сарая, оборудованных печами для обжига. Весь технологический цикл осуществлялся ручным способом. Заготовка кирпича проводилась успешно, потому что шел он не только на главную стройку, но и по многим частным заказам для нужд населения. В первые десятилетия XX в. местный кирпич кустарного изготовления чаще стал применяться при кладке цоколей общественных и жилых деревянных зданий, но больше всего он использовался для печных работ.
Старое сельское кладбище занимало территорию, на которой в настоящее время расположено здание районной библиотеки (ул. Первомайская, 11; бывш. контора Афанасьевского леспромхоза). Там находилась небольшая деревянная кладбищенская церковь, название и возраст которой забылись. Еще одна культовая постройка — деревянная часовня, появилась в селе в
Облик села в значительной степени изменился пожарами, которые, судя по имеющейся исторической хронике, случались в Зюздино-Афанасьевском достаточно часто. Наиболее сильный пожар
На восточной окраине находилась двухэтажная волостная земская больница. Здание было примечательно тем, что имело водопровод, напор в котором поддерживался с помощью насоса. Выделялось оно и внешне: сруб был обшит тесом и окрашен масляной краской, а кровля покрыта листовым железом. Рядом с больницей стоял флигель, в котором располагались квартиры медперсонала.
Неподалеку от больницы стояло двухэтажное здание волостного правления, в котором после революции
Начиная с 1920-х гг., застройка села постепенно обновлялась за счет перестройки старых и строительства новых зданий на месте сгоревших. Устойчивое, основанное на вековой местной практике и экономических соображениях использование при строительстве только лесоматериала, привело к тому, что и по сей день даже крупные общественные постройки районного центра остаются деревянными. Из них наибольшую архитектурную ценность представляют памятники, появившиеся в 1930-е гг. и отразившие в своем облике веяния конструктивистского направления — Дом культуры и здание администрации.
Последние годы, к сожалению, не внесли в застройку и благоустройство поселка существенных качественных изменений. Известный своей древней историей, которая достаточно изучена благодаря многочисленным археологическим раскопкам, Афанасьевский район не так богат архитектурными памятниками. Сохранившиеся храмы представлены всего двумя постройками — каменной церковью Афанасия Александрийского в п. Афанасьево и деревянной — Рождества Христова в с. Савинцы. Гораздо больше здесь старых рубленых построек, связанных с бытом и хозяйственной деятельностью населения. Интересна деревянная застройка с. Бисерово и п. Афанасьево. В районном центре следует выделить два памятника, относящихся к архитектуре 30-х годов XX в. и имеющих упрощенные черты конструктивизма. Это здание администрации и Дом культуры.
Специфическая особенность, объединяющая почти все памятники района, — это материал, из которого они построены и, соответственно, ограниченный по времени срок их создания — вторая полов. XIX в. — 1930-е гг. Поскольку деревянные постройки наиболее подвержены разрушению и утрате, они подлежат самому бережному отношению при эксплуатации и охране. Все они, независимо от ценности, места и времени создания, представляют несомненный интерес.
Схема расположения памятников:
1 - церковь Афанасия Александрийского,
2 - Дом культуры,
3 - дом Е. Лихачева,
4 - здание административное,
5 - амбулатория,
6 - сберкасса,
7 - лавки торговые,
8 - дом жилой,
9 - «дом В. Митрофанова».
далее церковь с. Бисерово
Использованы материалы сайта