Госдума и правительство согласовали параметры повышения порогов крупного и особо крупного ущерба по ряду экономических преступлений, пишет “Ъ”. Новая редакция предусматривает куда менее радикальное, чем было изначально предложено, повышение сумм ущерба по налоговым преступлениям. Кроме того, при втором чтении существенно расширяется перечень экономических статей Уголовного кодекса (УК), по которым будут повышены пороги ущерба.
Изначально предлагалось считать крупным размером при уклонении организациями от уплаты налогов, сборов и страховых платежей (а также при неисполнении обязанностей налогового агента) сумму в 35 млн руб. в пределах трех лет подряд (сейчас это 15 млн руб.), а особо крупным — 100 млн руб. (45 млн руб.). В правительстве посчитали, что столь существенное повышение порога выведет из-под действия УК значительное число налоговых правонарушений. Новая версия документа предполагает — до 18,75 млн и 65,25 млн руб. соответственно.
Значительно расширится перечень преступлений, по которым повышаются суммы ущерба.
Среди них: повышение порогов крупного ущерба при уклонении от уплаты таможенных платежей — с 2 млн до 3 млн руб., а особо крупного — с 6 млн до 9 млн руб. (для отдельных товаров, список которых определит правительство, пороги останутся прежними).
При совершении валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов крупным размером предлагается считать 13,5 млн руб. (сейчас — 9 млн руб.) незаконных переводов в течение года, особо крупным — 65 млн руб. (45 млн руб.).
Пересматривается и размер ущерба для квалификации мошенничества. В случаях, когда речь идет о преднамеренном неисполнении договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если их сторонами являются компании или ИП (ч. 5–7 ст. 159 УК РФ), значительный ущерб повышается с 10 тыс. сразу до 250 тыс. руб., крупный — с 3 млн до 4,5 млн руб., особо крупный — с 12 млн до 18 млн руб. Индексируются и пороги для таких преступлений, как неправомерное использование инсайдерской информации, злоупотребления при эмиссии ценных бумаг, привлечение средств граждан в нарушение требований законодательства о долевом строительстве.
Кроме того, предлагается декриминализировать один из признаков незаконной предпринимательской деятельности, предполагающий ведение деятельности без разрешения или лицензии (ст. 171 УК РФ), а именно — связь этих действий с получением доходов в крупном и особо крупном размере.
Второй признак преступления остается, если это причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
картинка |