"Пашино и окрестные деревни - регион особый. Вроде бы и разговаривают местные жители по-русски (хотя на самом деле на смеси русского, коми и удмуртского языков), а вот русскими себя не считают. Говорят: "Мы - пермяне”. У соседей, коми-пермяков свои традиции, и праздника "Чудо” там не знают. Здесь вообще все другое. Издавна верховья Камы называли "Зюздинским краем”. "Зюздя” в переводе с коми-пермяцкого - "мужик”. Край этот отлично характеризует публикация в газете "Вятские епархиальные ведомости” от 13 сентября 1912 года.
Почти сотню лет назад население Верхнекамья приехал изучать германский ученый, доктор философии Роберт Пелисье. В те времена в сих местах проживали люди, представляющиее собой любопытный результат ассимиляции выходцев из Московии (здесь есть даже деревня, носящая название "Московская”), коми-пермяков и северных удмуртов. Самих же жителей Зюздинского края тогда запросто именовали "зюздяками”.
Вятская газета сообщила об интересных и ужасающих фактах пребывания уважаемого гостя из туманной Германии в таежном краю. Поселился он в Бисеровской волости, в деревеньке Новоселовской. Местные обыватели, "а тем паче обывательницы” недоверчиво встретили высокого гостя. И по простоте душевной решили, что он не более - не менее как... японский шпион. Прихожане Кувакушской раскольничьей общины пошли дальше. Поскольку старообрядцы давно ждали второго пришествия антихриста, они решили, что Пелисье и есть то самое "второе пришествие”.
Второй слух (не про японца, а про антихриста) победил в умах "зюздяков”, и вскоре распространился по всему Зюздинскому краю. Как пишет газета, "темный люд всполошился, многие стали готовиться к смерти”. Из уст в уста передавался ожидаемый сценарий: "антихрист” скоро начнет жечь старообрядческие и православные храмы, а затем начнет налагать на людей свою "антихристову печать”. Ни о каком сборе этнографического материала уже не могло идти и речи. Зюздяки ждали Пасхи, когда к "антихристу” приедут помощники с бомбами, и на Землю падут темнота, мороз и прочие ужасы.
Служить Пасхальную литургию зюздинские попы очень боялись. Но служба есть служба... А, когда в Пасхальное воскресенье на Востоке заиграло радостное солнышко, многие призадумались: а не стали ли они рабами заблуждения? Впрочем, деревня Новоселовская все равно - для верности - была в безмолвной осаде. Староверы даже вынашивали план прикончить гостя. Доктор Пелисье был не робкого десятка; он прекрасно знал про слухи о себе, но сохранял самообладание. Тем более что у него была охранная грамота: предписание губернатора местной власти всячески оберегать уважаемого гостя.
Сломила германского ученого следующая история. Пелисье отправился поохотиться в соседнюю Пермскую губернию. Когда он подъезжал к одной из деревень, жители ее, напуганные слухами об антихристе, высыпали на околицу с вилами, ухватами, острогами и даже с ружьями. Плохо пришлось бы немцу, если бы он не велел ямщику скорее заворачивать лошадей...
Как ни странно, гостю из Германии Зюздинской край понравился. Впоследствии он сообщил российским корреспондентам, что в русском (заметьте - он "зюздяков” все же считал русскими) ему импонируют такие качества как доброта, гостеприимство, разговорчивость, откровенность. Сельские барышни произвели не Пелисье такое обаятельное впечатление, что по его словам, если он будет жениться, то обязательно женится на интеллигентнойрусской девушке. Правда Пелисье отметил, что пьянствуют "зюздяки” так, что временами "образ человеческий теряют”...
С той позорной истории и ста лет не прошло. Изменилось с тех пор мало. Ну, разве что свет провели в деревни, да в курных избах научились строить русские печи. А вот дороги в Зюздинском краю те же. То есть - никакие. Старообрядческая деревня Кувакуш существует и поныне; там до сих пор очень сильная община староверов Белокриницкого толка. И село Пашино все то же. Правда на противоположном, левом берегу в советское время выстроили леспромхозовский поселок Камский. Но в нем по преимуществу живут все те же "пермяне”. Да и край населяют те же "зюздяки”, хотя район прозвали Афанасьевским.
Так же как в старину проводится и праздник "Чудо”. Только, как говорилось выше, более организованно и без пьяных дебошей, коими Зюздинский край некогда славился.
Фольклористы отметили, что в долине Камы единственным регионом, где в устных преданиях сохраняются былины, остается Зюздинской край. Русские былины, которые, возможно, сочинялись еще в Киевской Руси! И еще здесь кое-что сохранилось. Старшую женщину в роду называют "большухой”, и все - в том числе и взрослые мужики - должны слушать ее беспрекословно. Такой обычай, возможно, несет в себе память о старинном укладе жизни, который позже назвали матриархатом. Так же в Зюздинском краю бытует такое уникальное явление как "помочь”. Собирается молодая семья строить дом. Они готовят к назначенному дню много еды и к ним приходят все родственники и знакомые. Нет, не есть, а строить. Новую избу поднимают всего за три дня, а будущие хозяева новостройки обязаны только кормить строителей.
Среди жителей села Пашино и окрестных деревень существует разные мнения о происхождении "Чуда”. Многие женщины почему-то рассказывают про снег. Якобы однажды, 19 сентября выпал снег, и снежный покров не исчезал вплоть до весны. Возможно, именно это явление посчитали за чудо. Иные утверждают, что в этот день принято было "чудить”. Все лето люди трудятся, буквально не разгибались, а тут наконец появлялась возможность отдохнуть, расслабиться. Песни, пляски, хороводы, игрища на лугах. В этот день принято было обязательно купать в Каме лошадей. В этот день знакомились (с целью заключения в последующем брачных уз) парни и девушки.
В советское время "чудить” стали скромнее, без игрищ. Много было забыто. Когда "Чудо” начали выводить из рамок узкого семейного празднования на уровень съезжего праздника, помогла жительница деревни Московская Клавдия Ивановна Харина. Она, коренная "пермянка”, не только много помнила, но и создала в своей деревне фольклорный ансамбль "Нирем-Дор”.
Впоследствии исследователь из города Глазова А.В. Баженова провела довольно глубокое исследование "Чуда” и открыла совершенно необычные вещи. Исследователь много разговаривала с местными жителями, пытаясь выяснить, какое именно событие из жизни природы может совпадать с 19 сентября. Верховья Камы - край глухой, таежный, и верования "зюздяков” обязательно должны отражать природные явления, от которых зависят удачные охота и рыбалка. Охотники рассказали ей, что в это время начинается звериный гон. Лоси и другие парнокопытные устраивают "турниры” за право обладания самками.
Еще в начале прошлого столетия этот Верхнекамский ареал занимал северный олень. Это единственный вид оленя, собирающийся в огромные стада. У оленей гон начинается немного раньше 19 сентября, но к концу гона они собирались как раз в верховьях Камы и утраивали настоящие битвы, после чего самки откочевывали к Северу, а самцы - на Юг. Ныне, с развитием цивилизации, ареал северного оленя переместился к Северу. Факт, что нынешние "зюздяки” северных оленей не видели отродясь. Но тогда, когда олень водился, в конце сентября очень удобно было устраивать охоту на это животное, устраивая на пути миграции оленей ловушки-загоны. А еще оленей убивали копьями и рогатинами, когда стадо переправлялось через реку. Это кровожадный вид охоты, но весьма эффективный и довольно легкий. Возможно, праздник "Чудо” и был связан с удачной охотой.
И еще одна гипотеза исследователя из Глазова. Название "Чудо” А.В. Баженова связывает с ныне забытым племенем чудь. Этот таинственный народ, когда новгородцы стали колонизировать Север, как бы исчез. По мнению Баженовой, одно из племен чуди осело здесь, в Зюздинском краю и ассимилировалось с местными "пермянами”. И праздник "Чудо” - единственное, что осталось у людей в память о своем происхождении.
Подтверждения гипотезы А.В. Баженовой имеются. В Зюздинском краю есть почитаемая в народе гора, которая называется Чудской. По преданию у ее подножия когда-то жили разбойники, которые оставили после себя многочисленные клады. Это не абстрактная легенда: клады в Зюздинском краю не один раз находили. Чаще всего клады представляли собой посуду из чистого серебра. Это блюда, чаши, кувшины, изготовленные... в средневековом Иране! Да и вообще зюздинские клады есть собрание уникальных творений мастеров всей Евразии.
Но в сущности никто не обладает исключительные правом на истину о зюздинском "Чуде”. От одной из бабушек я услышал мнение, что "чудо” на самом деле когда-то было. Якобы в Пашине за одну ночь перед 19 сентября явилась... церковь. Эту церковь при советах разрушили, а жаль: говорят, она была прекрасна и сама смотрелась как чудо!
А вообще замечательно, что загадка праздника "Чуда” существует. Пока есть тайна, интрига, мы можем давать волю своему воображению".
Фото