Главная » 2020»Март»11 » Афанасьевцев просят рассказать о родных фронтовиках-старообрядцах
10:32
Афанасьевцев просят рассказать о родных фронтовиках-старообрядцах
Инициативная группа представителей местной религиозной организации Афанасьевская старообрядческая община под руководством профессора Вятского государственного университета И.Ю.Трушковой приняла участие в конкурсе Президентских грантов и выиграла с проектом «Старообрядческие семьи в годы Великой Отечественной войны»: краеведческие исследования в воскресной школе местной общины РПСЦ», сообщает администрация Афанасьевского района.
Прихожанами церкви собран немалый материал о своих родственниках. Руководители проекта обращаются к жителям района с предложением принять участие в реализации проекта и рассказать о своих родственниках-старообрядцах, участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла. Результатом реализации грантового проекта будет издание сборника о старообрядцах – участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла.
Материалы в соответствии с вопросником (см. ниже) представить в сообщения пользователю https://vk.com/id423907162
C первых дней войны старообрядческое духовенство во главе в архиепископом Московским и всея Руси Иринархом (Парфеновым) заняло активную патриотическую позицию. Первое архипастырское послание архиепископа Иринарха было выпущено 6 июля 1941 года (т.е. через три дня после обращения к народу Сталина). В Послании говорилось:
«Всем и всюду во Святом Духе возлюбленным и дражайшим братьям и сестрам старообрядцам. Всем православным верным чадам единой святой соборной и апостольской Церкви — братское во Святом Дусе приветствие и желание всякого блага и спасения от Бога. В тиши ночной, когда мирный русский люд спал, напала на него саранча. Свободные и миролюбивые малые народы европейских стран утонули в крови, превращены в рабов, отданы на поругание нечисти. Великая скорбь, плач стариков, детей и матерей содрогают весь мир. Новоявленный антихрист замахнулся своим мечом и на нас. Но велика милость Божия, сила нерукотворная сильнее силы антихриста и иже с ним, и с помощью горячих и искренних молитв воинство наше русское наступит и сотрет с лица земли русской аспида и василиска тевтонского.
С помощью Господа Бога, Творца и Отца нашего, с помощью великой и нераздельной Троицы и всех святых русский народ встанет как один на вторую Отечественную войну и раздавит нечестивца и поганца, ибо «взявший меч от меча и погибнет»...
... Уже в 1941 году старообрядческой архиепископией был организован сбор средств на нужды фронта. К декабрю 1941 года архиепископия Московская и всея Руси на оборону страны собрала один миллион двести тысяч рублей...
...Огромное количество старообрядцев воевало в рядах РККА на фронтах Великой Отечественной войны. В Красной армии сражались будущие архиепископы Древлеправославной Церкви Павел (Пантелеймон Кузьмич Машинин) [43] и Геннадий (Гурий Васильевич Антонов) [21], епископ Русской Православной Старообрядческой Церкви Александр (Алексей Петрович Чунин, участвовал в обороне Сталинграда, награжден медалями «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией») [1, с. 4]. Многие древлеправославные христиане, проживавшие в Краснодарском крае и Грузинской ССР, участвовали в героической обороне Малой земли [31]. Многие старообрядцы так и не вернулись домой, пав на полях сражений Великой Отечественной войны...
...Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что старообрядцы, сильно пострадав от гонений на религию и верующих в СССР в 1929–1940 гг., тем не менее оставили свои прошлые обиды и внесли посильный и значительный вклад в общее дело Победы русского народа над немецко-фашистскими захватчиками. В сознании верующего древлеправославного христианина-старообрядца Россия-Русь (даже будучи «советской») всегда и неизменно продолжала оставаться Родиной, за которую, если требуется, надо не пожалеть и своей жизни. В свою очередь, не утратив в целом своей артирелигиозной идеологии, советская власть была вынуждена терпимее относиться к религиозным конфессиям и в какой-то (пусть даже очень незначительной) степени считаться с интересами верующих (сохранив о них мнение как о неком анахронизме, пережитке прошлого, но при этом реально существующем и значительном слое общества)".
Вопросник Афанасьево
Ф.и.о. того, кто опрашивает, дата рождения, место жительства
Ф.и.о. того. Кого опрашивают, дата рождения, место жительства
Дата и место опроса
Кто из Ваших родственников жил во время Великой Отечественной войны, по чьим воспоминаниям Вы это знаете?
Кто из родни воевал на фронте, кто работал в тылу?
Кто воевал на фронте – где, в каких войсках, есть ли медали, ордена, грамоты, благодарности от командования?
Что рассказывал про бои, подвиги и героизм, быт на войне (как и что ели, имущество, сон, гигиена, товарищи, песни, командиры, лозунг «За Родину, за Сталина!» и т.д.
Как сохраняли нательный крест на войне (если не разрешали носить на шее, то сохраняли в нагрудном кармане, привязывали к лямке от майки и т.д.).
Как молились (при других, про себя), как помогала молитва? Помогало ли родительское благословение, религиозное (старообрядческое) воспитание?
Как встретили День Победы?
Писали ли письма домой, и получали ли их из дома? Что в них было написано? Сохранились ли эти письма?
Фотографии и рисунки вещей с войны, документов на награды, грамот, справок, копии фотографий в военной форме военного, двоенного и послевоенного времени и т.п.
Кто работал и жил в тылу? Где конкретно?
Со скольких лет работали дети по дому и в колхозах в военные годы. Что делали конкретно дети, подростки, молодежь, женщины, старики?
Быт в тылу в годы войны (еда, одежда, работа, сон, взаимоотношения, рекорды на работе, трудности).
Письма с фронта, известия по радио. Отправка посылок и писем на фронт родственникам и бойцам вообще.
Роль молитв и религиозного воспитания при преодолении трудностей и лишений в тылу. Как носили крест, тайно или явно?
Как молились в годы войны, дома, в храме, про себя повторяли молитвы при ходьбе, в делах и т.п.? Как помогала молитва в стрессовых ситуациях, при известии о смерти родных на фронте, детей от голода и болезней и т.п.?
Как встретили День Победы в тылу?
Фотографии и рисунки вещей военных лет, документов на награды, грамот справок, копии фотографий про тыл военного времени, а также двоенного и послевоенного времени.
Где могилы родственников, воевавших на фронтах и работавших в тылу? Какой уход осуществляется за ними?