Эти положения содержатся в докладе экспертной группы... «Единой России» для
правительства России о возможных сценариях развития федерализма и
межбюджетных отношений в стране.
Совместное заседание Центра
социально-консервативной политики «Единой России» и Института регионов,
прошедшее в четверг, 24 марта, пишет GZT.RU, было посвящено вопросу «Что мешает
развитию российских регионов?».
Отчеты ведут к недочетам "Вместо
проведения единой взаимосвязанной федеральной политики субнациональные
власти загружены огромным объемом отчетности, отвлекающей от
содержательной работы; не могут выбирать не только цели, но и средства
их достижения в условиях мелочного регулирования и контроля, а иногда и
силового прессинга».«Они испытывают на себе
противоречивые требования различных ведомственных, в т.ч. контрольных,
структур, часто имеющие мало общего с действительностью». Основное
противоречие федеральной политики в отношении региональных и
муниципальных властей состоит в следующем: с одной стороны, требуется
повышение результативности деятельности, рост эффективности бюджетных
расходов; с другой стороны— сохранение социальной стабильности любой
ценой, максимальное удовлетворение запросов населения, в т.ч. и
популистских. Признаки кризиса системы Кризис данной системы зашел
достаточно далеко. Проблемы, мешающие восстановлению реального федерализма и местного
самоуправления: — Дезорганизация
институциональных механизмов функционирования общества, в том числе
судебной власти, разрушение складывавшихся и отсутствие новых „правил
игры"» во власти, бизнесе, обществе в целом.
— Слабое развитие
гражданского общества и общественных институтов,
— Деградация элит и
неструктурированность общества вокруг позитивных программ в условиях
роста протестных настроений и отсутствия возможностей реального
выражения мнения населения в рамках существующей институциональной
системы. Прямые выборы и реальная свобода СМИ спасут систему «Совершенствование отдельных
инструментов федеративных отношений, в том числе межбюджетных, само по
себе вряд ли сможет существенно улучшить ситуацию». Первичным должен
быть выбор тех политических механизмов, в рамках которых будет
происходить восстановление реального федерализма и местного
самоуправления. Возможные сценарии: 1) сохранение статус-кво; 2) дальнейшее усиление централизации в политической и экономической сфере; 3)
первоочередная активизация процессов демократизации, в т.ч. немедленный
возврат к выбору губернаторов, с восстановлением автономии каждого из
уровней власти, широкой децентрализацией полномочий и финансов; 4)
административная децентрализация и восстановление «правил игры» с
постепенным возвратом к демократическим механизмам на всех уровнях
власти; 5) развитие общественных механизмов управления при ограниченной децентрализации и демократизации. Так, например,
один из них— сценарий немедленной реальной демократизации— предполагает,
что «в политической сфере: • восстанавливаются выборы губернаторов; •
на муниципальном уровне отменяется требование пропорциональной
избирательной системы, поддерживается возврат к прямым выборам главы
муниципального образования; • создаются условия для реальной
многопартийности, снимаются барьеры для осуществления волеизъявления
населения, для обеспечения политического плюрализма в органах власти
всех уровней; • восстанавливается реальная свобода средств массовой информации». Впрочем, отмечают критики, обольщаться докладом не стоит, но все же лучше иметь такой, чем ничего.
|