Беспредельное кощунство случилось в д.Кувакуш. Здесь в ночь на субботу, 18 июня, воровскому нападению подверглась старообрядческая церковь. Воры унесли 7 икон. Афанасьевская полиция усиленно работала все выходные - культовые учреждения, как банки, например, на особом учете, потому подключены все возможности правоохранителей и сейчас. Но кувакушцы проявили провоцирующую безалаберность мирян: церковь не была под сигнализацией, не было сторожа: воры просто выдавили окно и решетку и проникли в храм. Кстати, 4 года назад подобное здесь уже случалось. И сейчас вновь подозревают неких гастролеров. А, как правило, подобные преступления раскрываются крайне трудно. По свидетельству служителя храма, воры не из "знатоков": да, иконы написаны в начале прошлого века, и выглядели наиболее старыми, но не были самыми ценными в этой церкви.
Материалы по теме см. здесь и ниже: Церковь
в Кувакуше освятил митрополит Корнилий
А построили
ее всем миром жители деревни
"Зеленый холм, деревня, тишина. Усталый
день горячим ветром дышит. И церковь на холме - вознесена. И купол
над холмом - на небе вышит". Эти строки о родной деревне Кувакуш
написала Татьяна Конькова. В красивейшем месте среди лесов у речки
Колыч стоит эта деревня. До райцентра - поселка Афанасьево - 30
километров.
Церковь, о которой написала Татьяна, сегодня... лежит на боку. Построена
она старообрядцами в незапамятные времена, говорят, без единого
гвоздя. В 30-е годы прошлого века была закрыта. Начала рушиться.
И, что интересно, бревна стен спадали веером внутрь храма, но не
рассыпались.
Когда кувакушцы задумали строительство новой церкви, старую оставили
как шпаргалку: решили копию воспроизвести. Не вышло. Но роль шпаргалки
она сыграла, когда ставили колоколенку-восьмерик. Новая церковка
получилась поменьше и пониже, зато светлая трехкупольная и такая
красивая - глаз не отвести. 6 августа ее освятил митрополит Корнилий,
глава Русской православной старообрядческой церкви.
Это был праздник для Кувакуша, и прежде всего - для Ф.И. Конькова.
Федор Илларионович, один из семи братьев Коньковых, в эту землю,
где жили деды-прадеды, будто корнями врос. С места не сдвинешь.
В самые тяжелые для деревни времена жена уговорила было его переехать
в город. Федор поехал искать работу себе и жене. Нашел. С жильем
- без проблем. Вернулся, глянул на свою деревню как бы уже со стороны.
Да и заявил жене: "Напои ты, мать, меня допьяна, по рукам-ногам
свяжи и вези тогда куда хочешь, чтоб я обратной дороги не нашел.
А сам я отсюда уехать не смогу".
Поняла мужа Людмила Ивановна, разговоры на эту тему прекратила.
История с храмом началась в 1987 году. Тогда в Кувакуше открыли
новый Дом культуры. Вот старухи и стали жаловаться председателю
колхоза Ф.И. Конькову: "Что это ты, Федор Илларионович, про
нас забывать стал? Молодежи дак все удовольствия. А мы всю жизнь
хребет гнули, экую войну пережили, мужей фронту отдали, и нам даже
собраться помолиться негде. Хоть бы молельный дом открыть".
Был в то время Коньков не только председателем колхоза, но и членом
бюро райкома КПСС. Два с половиной часа обсуждался на бюро поставленный
им вопрос об открытии в Кувакуше молельного дома. И решился положительно.
Принесли старушки храмовые иконы старинного письма, которые хранили
с момента закрытия церкви по тайным местам, и все, что нужно для
богослужений. Молельный дом - старую колхозную контору - освятили.
Говорят, красиво было в том доме - душа радовалась. Да случился
пожар.
И решили селяне всем миром строить новую церковь.
Когда вопрос еще обсуждался, высказал Федор Илларионович одному
священнослужителю свое сомнение: дескать, стоит ли строить-то, может,
не для кого будет. Хиреют деревни в округе, люди в город бегут.
А тот в ответ:
- Ты, главное, строй. А там увидишь, что будет.
Сказать, что было трудно, значит, ничего не сказать. Кувакушцы удивили
даже владыку. Построить церковь в наши дни силами и средствами затерявшейся
в лесной вятской стороне деревеньки - это подвиг. Всех-то жителей
с детьми и бабками в сельском округе 325. Деньги собирали не один
год по ведомостям - кто сколько может в школе, во всех трех хозяйствах,
на которые разделился колхоз, в учреждениях. Пенсионеры отделяли
сотни от своих скудных средств. Было даже, что Федор Коньков собирал
деньги у предпринимателей в райцентре в базарный день.
- Кирпич на фундамент дал Ю.Н. Шубарин, руководитель местного ООО
"Боринское". Хозяйства "Ударник" и "Зарница"
напилили брус, пусть и не полностью. Вагонку пришлось покупать.
Омутнинская староверческая церковь помогла купить оцинкованное железо
для куполов, - рассказывает он.
Долго думали, как экономичнее обогревать храм. Листали газеты. И
нашел в них Федор рекламу котла "Бронеран" иностранного
производства. Съездил на своей машине за ним в Киров. Удачной оказалась
покупка. Топят котел, считай, отходами от пилорамы. Жар распространяется
мгновенно. Всю зиму, пока отделка внутри шла, тепло было в церкви.
Владыку Корнилия и сопровождавших его лиц встречали в Кувакуше 5
августа в 2 часа дня. От машины до храма выстлали его путь домоткаными
дорожками. Бросали под ноги цветы и преклоняли колена. Люди собрались
со всего района. Старушки плакали: неужели дожили до светлого дня,
когда можно пойти в свою церковь и лицезреть самого владыку?
Служба в храме в сослужении многих священников продолжалась до 9
часов вечера. И на следующий день началась с раннего утра: 6 августа
митрополит Корнилий освятил новый храм во имя Иоанна Предтечи. Трижды
обошел вокруг него крестный ход.
Стороннему человеку интересно было бы видеть старообрядцев на молитве.
Многие женщины и девушки пришли в просторных сарафанах, в платках,
сколотых под подбородком булавками и распущенных по плечам. Мужчины
- в кафтанах, присборенных на талии, в обязательных опоясках или
кушаках с кистями, многие бородаты, будто из другого времени или
какого-то кинофильма. Так же одеты и дети. В основном это были старообрядцы,
приехавшие из Омутнинска - певчие и прихожане. С ними настоятель
храма отец Олег, староста общины А.Г. Вихляева, которые помогали
кувакушцам в строительстве церкви советом, деньгами, утварью.
Священники на торжество прибыли не только из Москвы, но и из Казани,
где располагается епархия старообрядцев, из Великого Новгорода и
города Арзамаса Нижегородской области.
Вечером на трапезе, устроенной для гостей и хозяев в школьной столовой,
все они говорили о том, что прошли годы гонений, настало благодатное
время, которое надо использовать для добрых дел. Что храм - это
кусочек рая, и надо приходить сюда не только по праздникам, а как
можно чаще. Приводить детей. "Дай Бог, чтоб в этом храме приумножались
мир, любовь и добрые дела!" - сказал владыка.
Особой благодарности митрополита Корнилия за усердие в строительстве
храма удостоились староста Кувакушской общины Феодосия Белева и
главный строитель Федор Коньков.
Алевтина ЛАЧКОВА.
Если
мир строит храм, в нем живет мир
Когда материал готовился к печати, из Афанасьева
поступила информация от нашего постоянного автора А. ВАРАНКИНА:
- В Кувакушском сельском поселении с начала года не совершено ни
одного преступления. Возможно, именно здесь найден рецепт, как жить
в ладах друг с другом и законом.
Кувакушцы построили и торжественно открыли православную старообрядческую
церковь. Нельзя сказать, что местные жители сплошь истовые старообрядцы.
Но уважение к обществу и порядку отличает их. Помогает строить жизнь
и вера прадедов. Местная школа - одна из лучших, а три сельхозпредприятия
наиболее успешны в районе. В сложении и получилось: в районе за
полгода преступность выросла на 22 процента, но Кувакуша в этой
статистике нет.
"Вятский край" от 22 августа 2006 года |